Фальшивый подлинник
Александровский сад теперь служит зримой иллюстрацией формулы "самодержавие православие народность"
В День народного единства у стен Кремля прошла церемония открытия воссозданного Обелиска в память трехсотлетия царствования Дома Романовых. Это уже третье преображение гранитного монумента. Дольше всего, 95 лет, он просуществовал как большевистский Памятник выдающимся мыслителям и деятелям борьбы за освобождение трудящихся.
Даже после того, как обелиск освятил глава РПЦ патриарх Кирилл, Александровский сад оставался пустынным. Ни к вновь обретенному памятнику, ни на Красную площадь в День народного единства народ не пускали. Монумент можно было увидеть лишь издалека.
Признаться, мне жаль памятника революционным мыслителям. Он наследовал старинную традицию садово-паркового искусства украшать аллеи "обманками", кунштюками и диковинками. Не слишком приметный, поскольку был установлен не на теперешнем газоне в виде насыпного холмика, а непосредственно на асфальте, обелиск был скорее забавен, чем представлял собой грозное оружие революционной пропаганды. 19 имен на гранях располагались в небрежной последовательности: сначала Маркс с Энгельсом, где-то посредине Кампанелла, потом Чернышевский, Фурье и в самом низу Плеханов. Хронологической и какой-то еще логики тут не было, зато были следы торопливости и неустоявшегося канона.
Изначальный, царских времен, кудрявый орнамент на постаменте не тронули, но посередине исчез Георгий Победоносец. В 1918 году вместо него появилась надпись "Р. С. Ф. С. Р.". Мало того что в иной стилистике, так еще каждая буква новой к тому времени аббревиатуры отделялась от другой точкой. Современная орфография такие точки не предусматривает.
Теперь ничего этого больше нет. Объявлено, что стараниями скульптора Салавата Щербакова, архитектора Игоря Воскресенского и ЗАО "Моспромстрой" обелиск вернулся в Александровский сад в первозданном виде. Что он вновь стал "Романовским", точно таким же, каким был в короткий промежуток с 1914 по 1918 год. Однако, считает координатор движения "Архнадзор" Александр Можаев, ни о какой аутентичности не может быть и речи.
Уничтожены надписи 1918 года, которые, безусловно, были ценнейшим историческим документом, ведь это первый обелиск Советской республики. При этом и дореволюционная резьба геральдики, имен государей, святого Георгия и грифона герба Романовых наверху не воссозданы достоверно или хотя бы качественно. До наших дней дошли вполне приличного качества фотографии этого обелиска, сделанные в день его открытия в 1914 году. Если сравнить с тем, что получилось сейчас, видно это в принципе другой рисунок.
Это еще откровенная и пугающая халтура
Складывается впечатление, что авторы и не пытались сделать похоже, не ставили перед собой такую цель. Они заявляли, что опирались на некие обнаруженные ими архивные документы. Они говорили: да, многое не совпадает со старыми фотографиями потому, что они нашли что-то такое в архивах. Выяснилось, что архивные документы это всего-навсего эскизный проект 1912 года, опубликованный тогда же в "Архитектурном журнале". Это предварительный вариант, который потом был переработан. Это, во-первых, совсем не то, что было воплощено в жизнь; во-вторых, это плохо прочерченный, условный эскиз. Вот это и взято теперь за основу.
Даже если отбросить сейчас разговоры об охране памятников, о потере уникального исторического подлинника, воссозданный обелиск это еще откровенная и пугающая халтура, говорит Александр Можаев.
Перечень несовершенств, продолжает член Экспертно-консультативного совета при главном архитекторе Москвы, архитектор Николай Аввакумов:
Там теперь совершенно другой шрифт и другая композиция. Изначально она была очень плотная, буквы как будто заплетались в орнаментальной листве. Надпись "Романовы" прежде была немножко крупнее. Здесь одинаковый шрифт, все отцентровано. Когда я рассмотрел старую фотографию, я понял, что там был очень цельный замысел. Обелиск был выполнен в так называемом "русском стиле". Это такая стилизация на тему владимиро-суздальской каменной резьбы. И Георгий имел такой иконографический вид, иконный, немножко в условной манере был сделан. Здесь, конечно, совершенно не такое изображение. В общем, очень много нестыковок, стиль не ухватили авторы.
Кроме того, памятник даже развернут теперь не в ту сторону. Он смотрел в сторону главных ворот Александровского сада, а теперь его повернули в сторону аллеи, т. е. первоначальная идея расположение по сторонам света здесь тоже нарушена.
Люди взяли исторические камни и из них сделали какое-то новое изделие, воплотив здесь свое представление о том, как этот памятник мог выглядеть. Но на самом деле это все отличается от оригинала как небо и земля.
Обелиск революционным мыслителям ровно 95 лет назад был переделан из Романовского, и в таком виде памятник являлся объектом культурного наследия. Он был поставлен под охрану решением Совета министров РСФСР в 1960 году. И удивительно, что управделами президента Виктор Хреков, когда начался шум и негодование людей, увидевших, как летом начали разбирать этот известный обелиск, сказал, что обелиск с плохом состоянии, что он аварийный. И он обещал, что к 4 ноября монумент вернется не в романовском виде, он обещал, что с теми же именами социалистов обелиск будет стоять на том же месте.
Организаторы этих событий говорят мы возрождаем, восстанавливаем историческую правду, но на самом деле столько неправды было сказано, столько ложных заверений... Удивительно, что у стен Кремля происходит нарушение Закона об охране культурного наследия. Это очень интересный памятник, в котором было наслоение двух эпох. А сейчас, когда это свидетельство ушло, потомки уже будут помнить о том, что люди, которые называют себя патриотами, православными, взяли и исказили до неузнаваемости памятник, который охранялся законом. Есть документы, есть паспорт на этот памятник. Он был поставлен под охрану еще в советское время и входил в охранную зону Кремля и Александровского сада. Ну, как так можно звать патриарха на освящение такого памятника, который, в общем-то, исказил и советский памятник, и не восстановили тот памятник, который был посвящен 300-летию династии Романовых. Я думаю, не надо было трогать советский памятник. Он должен был сохраниться именно в таком виде, в котором он до нас дошел.
А если было желание к 400-летию Дома Романовых воссоздать его, то можно было сканировать эти старые детали, сделать обмеры и воспроизвести этот декор, сделать полное восстановление и установить этот памятник (оставив в покое нынешний) в ином месте. Вообще мы мечтали о восстановлении этого памятника. Я хорошо помню, как с друзьями разговаривали об этом и думали, где это можно сделать. Например, в Зарядье, на месте снесенной гостиницы "Россия". Там проектируется парк. Там палаты бояр Романовых стоят. Там прекрасные виды с видом на Кремль. Никто бы не был против этого.
Со Свободы Лиля Пальвелева (с)
В День народного единства у стен Кремля прошла церемония открытия воссозданного Обелиска в память трехсотлетия царствования Дома Романовых. Это уже третье преображение гранитного монумента. Дольше всего, 95 лет, он просуществовал как большевистский Памятник выдающимся мыслителям и деятелям борьбы за освобождение трудящихся.
Даже после того, как обелиск освятил глава РПЦ патриарх Кирилл, Александровский сад оставался пустынным. Ни к вновь обретенному памятнику, ни на Красную площадь в День народного единства народ не пускали. Монумент можно было увидеть лишь издалека.
Признаться, мне жаль памятника революционным мыслителям. Он наследовал старинную традицию садово-паркового искусства украшать аллеи "обманками", кунштюками и диковинками. Не слишком приметный, поскольку был установлен не на теперешнем газоне в виде насыпного холмика, а непосредственно на асфальте, обелиск был скорее забавен, чем представлял собой грозное оружие революционной пропаганды. 19 имен на гранях располагались в небрежной последовательности: сначала Маркс с Энгельсом, где-то посредине Кампанелла, потом Чернышевский, Фурье и в самом низу Плеханов. Хронологической и какой-то еще логики тут не было, зато были следы торопливости и неустоявшегося канона.
Изначальный, царских времен, кудрявый орнамент на постаменте не тронули, но посередине исчез Георгий Победоносец. В 1918 году вместо него появилась надпись "Р. С. Ф. С. Р.". Мало того что в иной стилистике, так еще каждая буква новой к тому времени аббревиатуры отделялась от другой точкой. Современная орфография такие точки не предусматривает.
Теперь ничего этого больше нет. Объявлено, что стараниями скульптора Салавата Щербакова, архитектора Игоря Воскресенского и ЗАО "Моспромстрой" обелиск вернулся в Александровский сад в первозданном виде. Что он вновь стал "Романовским", точно таким же, каким был в короткий промежуток с 1914 по 1918 год. Однако, считает координатор движения "Архнадзор" Александр Можаев, ни о какой аутентичности не может быть и речи.
Уничтожены надписи 1918 года, которые, безусловно, были ценнейшим историческим документом, ведь это первый обелиск Советской республики. При этом и дореволюционная резьба геральдики, имен государей, святого Георгия и грифона герба Романовых наверху не воссозданы достоверно или хотя бы качественно. До наших дней дошли вполне приличного качества фотографии этого обелиска, сделанные в день его открытия в 1914 году. Если сравнить с тем, что получилось сейчас, видно это в принципе другой рисунок.
Это еще откровенная и пугающая халтура
Складывается впечатление, что авторы и не пытались сделать похоже, не ставили перед собой такую цель. Они заявляли, что опирались на некие обнаруженные ими архивные документы. Они говорили: да, многое не совпадает со старыми фотографиями потому, что они нашли что-то такое в архивах. Выяснилось, что архивные документы это всего-навсего эскизный проект 1912 года, опубликованный тогда же в "Архитектурном журнале". Это предварительный вариант, который потом был переработан. Это, во-первых, совсем не то, что было воплощено в жизнь; во-вторых, это плохо прочерченный, условный эскиз. Вот это и взято теперь за основу.
Даже если отбросить сейчас разговоры об охране памятников, о потере уникального исторического подлинника, воссозданный обелиск это еще откровенная и пугающая халтура, говорит Александр Можаев.
Перечень несовершенств, продолжает член Экспертно-консультативного совета при главном архитекторе Москвы, архитектор Николай Аввакумов:
Там теперь совершенно другой шрифт и другая композиция. Изначально она была очень плотная, буквы как будто заплетались в орнаментальной листве. Надпись "Романовы" прежде была немножко крупнее. Здесь одинаковый шрифт, все отцентровано. Когда я рассмотрел старую фотографию, я понял, что там был очень цельный замысел. Обелиск был выполнен в так называемом "русском стиле". Это такая стилизация на тему владимиро-суздальской каменной резьбы. И Георгий имел такой иконографический вид, иконный, немножко в условной манере был сделан. Здесь, конечно, совершенно не такое изображение. В общем, очень много нестыковок, стиль не ухватили авторы.
Кроме того, памятник даже развернут теперь не в ту сторону. Он смотрел в сторону главных ворот Александровского сада, а теперь его повернули в сторону аллеи, т. е. первоначальная идея расположение по сторонам света здесь тоже нарушена.
Люди взяли исторические камни и из них сделали какое-то новое изделие, воплотив здесь свое представление о том, как этот памятник мог выглядеть. Но на самом деле это все отличается от оригинала как небо и земля.
Обелиск революционным мыслителям ровно 95 лет назад был переделан из Романовского, и в таком виде памятник являлся объектом культурного наследия. Он был поставлен под охрану решением Совета министров РСФСР в 1960 году. И удивительно, что управделами президента Виктор Хреков, когда начался шум и негодование людей, увидевших, как летом начали разбирать этот известный обелиск, сказал, что обелиск с плохом состоянии, что он аварийный. И он обещал, что к 4 ноября монумент вернется не в романовском виде, он обещал, что с теми же именами социалистов обелиск будет стоять на том же месте.
Организаторы этих событий говорят мы возрождаем, восстанавливаем историческую правду, но на самом деле столько неправды было сказано, столько ложных заверений... Удивительно, что у стен Кремля происходит нарушение Закона об охране культурного наследия. Это очень интересный памятник, в котором было наслоение двух эпох. А сейчас, когда это свидетельство ушло, потомки уже будут помнить о том, что люди, которые называют себя патриотами, православными, взяли и исказили до неузнаваемости памятник, который охранялся законом. Есть документы, есть паспорт на этот памятник. Он был поставлен под охрану еще в советское время и входил в охранную зону Кремля и Александровского сада. Ну, как так можно звать патриарха на освящение такого памятника, который, в общем-то, исказил и советский памятник, и не восстановили тот памятник, который был посвящен 300-летию династии Романовых. Я думаю, не надо было трогать советский памятник. Он должен был сохраниться именно в таком виде, в котором он до нас дошел.
А если было желание к 400-летию Дома Романовых воссоздать его, то можно было сканировать эти старые детали, сделать обмеры и воспроизвести этот декор, сделать полное восстановление и установить этот памятник (оставив в покое нынешний) в ином месте. Вообще мы мечтали о восстановлении этого памятника. Я хорошо помню, как с друзьями разговаривали об этом и думали, где это можно сделать. Например, в Зарядье, на месте снесенной гостиницы "Россия". Там проектируется парк. Там палаты бояр Романовых стоят. Там прекрасные виды с видом на Кремль. Никто бы не был против этого.
Со Свободы Лиля Пальвелева (с)