Человек-общественное существо, но не стадное.
Если бы человек был не единицей своего сообщества, не работал бы на это сообщество, не подчинялся бы его правилам, а позже-законам(государства) , то кто знает, выжил бы человек в столь суровых природных условиях и размножился ли он до столь безобразно великого числа, кто знает. Всего скорее-нет.
Эти самые законы сообщества с самого рождения человека над ним довлеют с такой силой и являются таким авторитетом каким не являются для него даже родные мама с папой, увы.
У человека подспудно всегда ( и не будем лицемерить) наличествует внутренняя установка- а что скажут про мои действия... и следует длинная череда лиц, имеющая у конкретного индивида хоть какой-нибудь значимый общественный резонанс, от которого зависит более или менее достаточное его благосостояние ( и не только материальное я имею сейчас в виду).
Не закон его сдержит, так обязательно-а что на это скажет марьиванна, не осудит ли, а если за суд возьмётся весь коллектив?-то вообще страшное дело. И индивид тормозит.
И со временем выстраивается в жизни индивида список, как у крохи-"что такое хорошо, а что такое плохо". По ним и шурует всю сознательную жизнь.
И только тот, кто узнал, что такое хорошо вне общественного контекста, то есть ему глубоко безразлично на его ли, другого ли лица общественно-признанные положения, всё равно на то, что скажет марьиванна или алоизиймихалыч, а имеет смысл только качественные характеристики отдельно рассматриваемого индивида или морально-нравственный аспект его действий, но диктуемый опять же не сообществом, а лишь внутренней установкой его личной совести-тот, можно сказать, сделал первый шаг от стадности. К индивидуальному мышлению и действию.
Следующий шаг посложнее.
Это-признать, что ты, собственно, хоть и автономно самостоятельная единица с правом выбора и даже с мозгами, рассуждающими, что такое хорошо и что такое плохо, однако... ты-никто, если ты не следуешь к Богу, не признаешь за ним единственно правильное решение своей и другой организации.
Если отринешься от своего чувства "достоинства", которым наделило тебя общество, если падёшь в пыль, как начальник синагоги Иоир, прося заступничества у Бога, потому как сознаешь, что не в твоей власти решать кому жить, а кому умереть в смерть. Или той кровоточивой, которая не отрицалась, как все окружающие-не я, не я, Господи, а подошла и сказала-да-это я, которая прибегла к твоей силе, как к последней надежде во всем мире.
Вот тогда, узрев, что и начальник синагоги презрел на пересуды общества о себе и той кровоточивой, переступившей край, когда не страшно, что её побьют камнями до смерти, потому что она решилась осквернить общество своим присутствием-вот тогда и именно в тот момент и могут и происходят настоящие чудеса преображения индивида.
Духовного и материального.
ПС. Размышления после воскресной проповеди о. Дмитрия Смирнова.
Эти самые законы сообщества с самого рождения человека над ним довлеют с такой силой и являются таким авторитетом каким не являются для него даже родные мама с папой, увы.
У человека подспудно всегда ( и не будем лицемерить) наличествует внутренняя установка- а что скажут про мои действия... и следует длинная череда лиц, имеющая у конкретного индивида хоть какой-нибудь значимый общественный резонанс, от которого зависит более или менее достаточное его благосостояние ( и не только материальное я имею сейчас в виду).
Не закон его сдержит, так обязательно-а что на это скажет марьиванна, не осудит ли, а если за суд возьмётся весь коллектив?-то вообще страшное дело. И индивид тормозит.
И со временем выстраивается в жизни индивида список, как у крохи-"что такое хорошо, а что такое плохо". По ним и шурует всю сознательную жизнь.
И только тот, кто узнал, что такое хорошо вне общественного контекста, то есть ему глубоко безразлично на его ли, другого ли лица общественно-признанные положения, всё равно на то, что скажет марьиванна или алоизиймихалыч, а имеет смысл только качественные характеристики отдельно рассматриваемого индивида или морально-нравственный аспект его действий, но диктуемый опять же не сообществом, а лишь внутренней установкой его личной совести-тот, можно сказать, сделал первый шаг от стадности. К индивидуальному мышлению и действию.
Следующий шаг посложнее.
Это-признать, что ты, собственно, хоть и автономно самостоятельная единица с правом выбора и даже с мозгами, рассуждающими, что такое хорошо и что такое плохо, однако... ты-никто, если ты не следуешь к Богу, не признаешь за ним единственно правильное решение своей и другой организации.
Если отринешься от своего чувства "достоинства", которым наделило тебя общество, если падёшь в пыль, как начальник синагоги Иоир, прося заступничества у Бога, потому как сознаешь, что не в твоей власти решать кому жить, а кому умереть в смерть. Или той кровоточивой, которая не отрицалась, как все окружающие-не я, не я, Господи, а подошла и сказала-да-это я, которая прибегла к твоей силе, как к последней надежде во всем мире.
Вот тогда, узрев, что и начальник синагоги презрел на пересуды общества о себе и той кровоточивой, переступившей край, когда не страшно, что её побьют камнями до смерти, потому что она решилась осквернить общество своим присутствием-вот тогда и именно в тот момент и могут и происходят настоящие чудеса преображения индивида.
Духовного и материального.
ПС. Размышления после воскресной проповеди о. Дмитрия Смирнова.