Чиса хорор.
Смотрел передачу про страшных обитателей глубоких морских вод. Мало! Мало изучены морские глубины. А там и подводные города из песчанника, предположительно, ушедшие под воду обиталища гигантеров, и мегаладоны - гигантские доисторические акулы. Да, выбрасывает их на берег под недоумение учёных. И карадагские змеи, постоянно наблюдаемые втечение столетий в Понте Эвксинском. И вот говорят про какую-то подлодку - услышали скрежет металла, говрящего о сломе тоннами воды прочного корпуса.
10 апреля 1963 года атомная подводная лодка проекта SSN-593 "Трешер" в сопровождении спасательного судна ASR-20 Skylark ("Жаворонок") вышла в море для проведения глубоководных погружений. Целью погружений являлась проверка прочности корпуса на предельных для лодки глубинах (360 м). Кроме 16 офицеров и 96 членов экипажа на её борту находилось 17 гражданских инженеров-техников, присланных для наблюдения за работоспособностью её механизмов во время погружений. Доклад о готовности "Трешера" к погружению был получен "Скайларком" в 7:30.
До этого лодка, построенная в 1960 году, прошла ходовые, гилроаккустические и торпедные испытания. Но меня какое-то время волновал вопрос: зачем нырять то было?.. А затем, что при выполнении боевого задания и неисправная лодка будет потеряна, и задание не выполнено. А на учениях только лодку потеряют. Вот такая дилемма у подводников...
Cape Cod - "мыс трески"- полуостров на северо-востоке США в 120 км от Бостона, самая восточная точка штата Массачусетс. Отделяет залив Кейп-Код от Атлантического океана. Лодка начинает погружение, доходит до половины предельной глубины погружения, которая составляет 360 метров и постоянно держит связь. Хронология записана по минутам. 270 метров, приближается к предельной глубине. И тут лодка теряет связь, а потом запрашивает курс Скайларка и нечленораздельно передаёт о небольших затруднениях. ... Minor difficulties, have positive up-angle, attempting to blow... Имею дифферент на корму.. пытаюсь продуть цистерны. И последнее сообщение - предельная глубина...
То ли забортная вода попала через трещину трубопровода охлаждения реактора в моторный отсек и все электричество встало, то ли реактор сначала отказал, аварийная продувка балластных цистерн воздухом успехом не увенчалась. Образовались ледяные пробки, лодка получила дифферент на корму, клюнула, ушла и на глубине 720 её разорвало на шесть частей за десятую долю секунды.
После аврии нашли многочиленные нарушения на производстве, граничащие с вредительством. Интересны мне технические детали. Посмотрел статистику гибели АПЛ - причины, жертвы и спасенные. Изучил даже расчёт торпедной атаки. Лодка же должна с упреждением стрелять - пеленг, курсовой угол цели, скорость торпеды. Волны крутые, штормы седые - доля такая у кораблей.. Ну, за нас, за подводников!