Сфера желаний у современного человека очень уязвима и как правило подвергается большому давлению. Происходит это из-за ошибочного применения к сфере желаний требований этики: "хорошие" мальчики и девочки не только не делают многих вещей (некоторых из них действительно лучше не делать), но и не должны "этого" хотеть.
Между тем по самой своей сути этика применима лишь к поведению - поступкам, действиям, проявлениям. Следовательно, нам нужно научиться тонко различать собственно сферу желаний и область поведения, - как внешнего, так и внутреннего.
Нам может помочь известная восточная метафора - "сад желаний". Представим себе сад, огороженный огромной каменной стеной. Желания - "флора" и "фауна" этого сада. Там растут как заурядные лютики и ромашки, так и совершенно невероятные, экзотические цветы (в том числе такие, каких "не может быть"); там бегают обыкновенные зайцы и даже вульгарные кролики наряду со зверями, вполне "невиданными". Там есть хорошо утоптанные дороги (кое у кого, возможно, даже покрытые асфальтом общепринятости), а есть и "неведомые" дорожки.
У сада есть калитка (может быть - не одна); через эту калитку желания могут быть выпущены "на другую сторону" - на сторону поведения. Впрочем, здесь они сразу же перестают быть "синими птицами" и превращаются в нечто другое, гораздо более обыденное - мотивы, цели и прочее в таком роде. Очень важно научиться замечать это превращение и не путать "мотивирующего дрозда" с синей птицей желания. Мотивы и цели деятельности или поведения - это уже не желания, а желания - это еще не мотивы и не цели.
В воротах калитки стоит Этик - как раз здесь и есть его место. У одних людей он суров, у других - покладист; у одних честен и неподкупен, у других его легко соблазнить; у одних он умен и точен, у других туп и непробиваем, у третьих представления его туманны и запутаны. И так далее. Каждый может сам рассмотреть и оценить своего Этика и Этика своих знакомых. В той мере, в какой поведение определяется желаниями (а оно определяется также обязанностями, привычками и т. п.; иногда мы даже совершаем поступки, то есть нечто вообще, вроде бы, недетерминированное), - так вот, в той мере, в какой поведение определяется желаниями, оно определяется также качествами Этика, который сторожит на "проходной" Сада желаний.
Отправляясь в рамках нашего практикума на экскурсию по Саду желаний, необходимо вспомнить все наши правила и строго их соблюдать: если мы, придя в сад (да еще - чужой!), начнем раздавать направо и налево оценки, а то и "принимать меры искоренения и перевоспитания", мы, скорее всего, мало что увидим, а к тому же рискуем наломать дров. Путешествия в психику требуют такой же осторожности, как путешествия в прошлое или будущее в фантастических рассказах: новичку лучше не спешить с преобразованиями.
К сожалению, любителей вести себя в Саду таким образом и без нас более чем достаточно. Назовем этих браконьеров "псевдоэтиками", поскольку, хулиганя в Саду, они делают вид, что руководствуются этическими принципами. Заметим, кстати, что у этих "искоренителей или воспитателей желаний" - свои желания, которые их собственный Этик не умеет (или делает вид, что не умеет) распознать. В психотерапевтической работе часто приходится выявлять такого рода "субличности".
Общая схема рассмотрения может быть приблизительно распределена по четырем разделам:
1. "сюжет" желания - его предмет, структура, обстоятельства и пр.;
2. контекст, необходимый для того, чтобы расспрашивающий мог понять рассказывающего;
3. отношение рассказывающего к своему желанию: гонит ли он его или лелеет, гордится или стыдится, реализует или оставляет на потом и пр.;
4. и, наконец, его смысл и суть.
Первая трудность, которую необходимо преодолеть на пути в таинственный Сад - это частое неумение распознать, находитесь ли вы уже там, или только "на подступах". Псевдоэтики цветут здесь пышным цветом. "Хорошие девочки" как правило хорошо знают, чего "надо" хотеть, и делают вид, что этого-то они и хотят. Как часто приходится слышать от "хорошей девочки", что она хочет хорошо учиться! Начинаешь выяснять, зачем ей это нужно, и оказывается, что тогда мама её будет любить, или подруги будут завидовать, или папа оставит в покое, или...
Такая цепочка - совершенно определенное свидетельство неподлинности рассматриваемого "псевдожелания". То, что нужно для чего-то другого, не есть желаемое само по себе. По такой цепочке нужно двигаться до конца, до того момента, когда нет уже возможности сказать "для чего", а остается только "потому что я этого хочу", - это и есть то, чего мы ищем.
Один из контрольных вопросов здесь - как я буду это "кушать". То, чего хочется, запрашивается для того или иного "употребления", и "употребление" это по определению должно быть так или иначе приятным. Определенность представления об этом "употреблении" может до некоторой степени служить критерием подлинности и выявленности, оформленности желания.
Теперь необходимо сказать несколько слов о некоторых возможных классификациях желаний - в качестве приблизительного путеводителя по Саду. Надеемся, что читатель избежит соблазна обязательного отнесения своих "цветов и птиц" к тому или иному "роду и виду" - предлагаемые классификации имеют исключительно эвристическое значение, то есть могут направить ваше внимание в ту или иную сторону. Если у вас "всё не так" - это прекрасно, если что-то "ложится в схему" - тоже замечательно.
Восточная метафора говорит, что в человеке есть червь, овца и собственно человек. Приблизительно (но лишь очень приблизительно - в этом и сила метафоры) это соответствует телесной, эмоциональной и интеллектуальной сферам. Соответственно можно говорить о желаниях "червя", желаниях "овцы" и желаниях "собственно человека". Фрейд занимался преимущественно желаниями "червя" и пытался свести к ним все остальные. Адлер, К. Хорни и многие другие подчеркивали желания "овцы" и связанные с ними проблемы. Желания "собственно человека" очень ярко выявлены у В. Франкла ("Человек в поисках смысла"); к "собственно человеческим" относятся, например, эстетические желания.
Что касается желаний "червя", то здесь полезно существующее в некоторых школах христианства различение "тела" и "плоти". Желания тела просты и естественны; ярким образцом может служить жажда в жаркий летний день. Некоторое внимание и психологическая культура помогут отличить от них желания плоти - часто запутанные, "закрученные", смешанные с желаниями "овцы" и "человека". Очень полезно, например, попробовать обнаружить у себя "чистые" сексуальные желания как желания тела и научиться отличать их от гораздо более обычных и как правило управляющих значительной частью нашей жизни смешанно-сексуальных "желаний плоти".
Другая классификация, принцип которой принадлежит А. Маслоу, разделяет желания на "дефицитарные" (то есть связанные с недостатком чего-то) и "бытийные". В этом отношении жажда - яркий пример дефицитарного желания (это желание есть психологический эквивалент того, что организм требует недостающей ему жидкости). Яркий пример "бытийного" желания - жажда познания в собственном, непосредственном смысле: познания не для использования "в народном хозяйстве", а просто "потому что интересно".
Прежде чем перейти к последней из предлагаемых классификаций, напомним еще раз, что мы предлагаем вам не абстрактное психологическое "рассуждательство", а конкретное и реальное исследование самих себя. Желания бывают очень разные у разных людей. Важно, какие желания действительно живут в вашем личном Саду.
Итак, еще одна классификация, которая может быть полезна, - это вопрос реализации и времени в широком смысле слова. Есть желания, которые возникают и удовлетворяются периодически (та же жажда; кстати, попробуйте обратить внимание, когда вы пьете или едите, действительно удовлетворяя жажду или голод, а когда "просто так", за компанию, или "впрок"). Есть желания, которые сопровождают вас всю жизнь, но так никогда и не исполняются. Бывают желания, которые приурочены к определенному времени ("летом поехать на море").
Начните свою "экскурсию" с подробного рассмотрения трех-четырех желаний, достаточно различных по своему характеру. Это проложит вам дорогу в Сад ваших желаний. Вряд ли стоит с самого начала затевать слишком подробную "инвентаризацию" - нечто подобное может понадобиться значительно позже и потребует серьезных знаний. Скорее полезно было бы приучить себя к более или менее регулярным экскурсиям, постепенно знакомясь с топографией, "ботаникой" и "зоологией" своего Сада.
Остается еще один, очень существенный вопрос: как вы обходитесь со своими желаниями? Какую часть их вы реализуете? Как вы относитесь к тем желаниям, которые "нельзя" (не нужно, неэтично, невозможно) реализовать? Насколько вы позволяете "псевдоэтическим" браконьерам действовать в вашем Саду, а "рационализаторам" подменять действительные желания "социально-пригодными"?
Желания - основной резервуар нашей энергии. Если вы всю жизнь делаете то, что "нужно", считая необходимым ограничивать себя в своих реальных желаниях, вы рискуете утерять связь со своим Садом; нетрудно догадаться, что это может вести к потере интереса к жизни, даже к депрессии, когда кажется, что не хочется уже ничего. Один анекдотический персонаж, которого долго воспитывали, прежде чем принять в комсомол, в ответ на вопрос, готов ли он отдать жизнь за Родину, сказал: "Конечно готов - на что мне такая жизнь?!" С другой стороны, если вы только и делаете, что удовлетворяете свои желания (не осуществляя при этом выбора - дефицитарные ли это желания или бытийные, желания ли это тела или плоти, червя или человека), жизнь тоже может оказаться в конце концов пустой и бессмысленной.
(а зонтик - это хорошо! это в конце концов стильно!)