Колберг выделял ступенеи, которые образуют три группы - предконвенциональные, конвенциональные и постконвенциальнальные.
Важно понять, что речь не о выборе конкретного действия, но об обосновании выбора - "я сделал это, потому что...". Колберг исследовал именно то, как люди оправдывают или осуждают чьи-то действия в той или иной гипотетической ситуации.
Предконвенциональный уровень, "детский".
Здесь моральная оценка действий зависит от их непосредственных последствий.
1. Страх наказания ("если я это сделаю, мне будет бо-бо", "если вы им не поможете, они вас зарежут", "родители накажут", "духи покарают"). Готовность подчиниться правилам или приказу, чтобы избежать неприятностей; власть однозначно ассоциируется с силой, и наоборот. В общем, это первая ступень, которая присутствует уже у самых маленьких детей, хотя встречается и у отдельных нравственно незрелых взрослых. Большие и сильные ("власть", "взрослые", "боги") устанавливают свои правила, опираясь на силу и страх, на кнут и пряник. "Красть плохо", потому что "это против закона", то есть "за это накажут". Чем жестче кара за то или иное поведение, тем более неправильным ("греховным") оно считается, и наоборот - допустимо всё, за что не накажут, или накажут несильно. На этой ступени у человека отсутствует представление о том, что точка зрения других может отличаться от его собственной. Такие убеждения можно назвать авторитарными. С этой ступенью также связывают слепой эгоизм.
2. Ориентация на собственные интересы ("а что я за это получу?", "а что мне это даст?"). Человек осознаёт, что помимо навязанной извне нормы, есть и его собственная точка зрения - которая, соответственно, абсолютизируется. Человек по-прежнему помнит про кару и наказание, но воспринимает их уже не как меру греховности поступка, но лишь как возможную неприятность, как опасность, которую следует избегать. Правильными действиями считаются те, что приносят непосредственную выгоду. Здесь можно встретить определённый интерес к проблемам других людей, но лишь в той степени, в которой это помогает достичь собственных целей, по принципу "ты мне, я тебе". Таким образом, есть понятие союза или договора ради общей выгоды, но не более того; лояльность и уважение к другим людям сами по себе ценностями не считаются. Носители подобной этики нередко кажутся аморальными, хотя у них есть определённое представление о правильном, достойном поведении, связанное с вышеупомянутой концепцией "честной сделки". Эту ступень можно описывать в терминах морального релятивизма или прагматичного эгоизма.
Конвенциональный уровень, в свою очередь, типичен для подростков, хотя многие взрослые люди так и не выходят за его рамки.
Этичность действий оценивается по тому, насколько они соответствуют общественными нормами и требованиями.
3. Ступень, связанная со стремлением соответствовать и достигать гармонии в межличностных отношениях. Речь уже не о простых сделках - личность взаимодействует с обществом, выполняя различные социальные роли. Люди становятся восприимчивы к чужому одобрению или неодобрению, так это служит мерой их социального успеха. К этой ступени относится стремление стать "хорошим мальчиком" "хорошей девочкой" и соотвествовать требованиям, которые предъявляются обществом к данной роли. Человек начинает считать, что подобное поведение само по себе является ценностью. Оценка действий как этичных или неэтичных связывается с тем влиянием, которое они оказывают на отношения с другими людьми, что включает в себя такие понятия, как уважение, благодарность и "золотое правило этики" ("поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой"). Высоко оценивается любовь, доверие, сочувствие, забота о других людям. Подчинение правилам и власти имеет смысл только в той степени, в какой это помогает поддерживать и укреплять социальные стереотипы и роли. Помимо моральности самих действий и их последствий, на этой стадии уже начинают оценивать намерения, стоявшие за тем или иным действием, а также личные качества людей, которые их совершили.
(Человек, чьим мотивом является корысть или трусость - плохой человек. Неоднозначные действия, но совершённые ради любви, могут казаться героическим. И так далее.)
4. Стремление к общественному порядку и дисциплине. Здесь важно следовать законам, правилам и социальным нормам, уважать иерархию и выполнять свои обязанности, потому что это необходимо для существования здорового общества, как такового. Мораль выходит за рамки желания заслужить одобрение окружающих: та ступень лучше всего работала в двухсторонних отношениях с друзьями и близкими родственниками, но теперь человека начинают волновать проблемы общества в целом. А общество должно научиться ставить себя выше интересов отдельных личностей. Обычно, здесь уже сформулирован некий базовый идеал, или идеалы, то есть раз и навсегда расписано, что хорошо, а что плохо. Человек видит себя полноправным членом такого общества, представителем и выразителем его принципов. А если кто-то один посмеет нарушить эти принципы, разве остальные тогда не решат, что и им всё можно? (И тогда наступит хаос.) Таким образом, готовность соблюдать и защищать закон и порядок является долгом и обязанностью каждого человека. Нарушать закон плохо, неэтично. Порядок существует там, где есть понятие вины и ответственности за свои действия. Короче, dura lex sed lex.
Постконвенциональный уровень также называют "принципиальным".
Человек начинает понимать, что личность и общество - это две разные вещи, и что собственное мнение и собственная природа важнее того, что предписывает общество.
Из-за этого постконвенциональный уровень, особенно в его высших проявлениях, иногда путают с предконвенциональным эгоизмом.
5. Эта ступень связана с концепцией общественного договора. На предыдущей, четвёртой стадии, люди стремились обеспечить бесперебойную работу социальных структур. Но эффективность и этичность - две разные вещи.
Тоталитарное общество может быть отлично организованно, но вряд ли является нравственным идеалом, достаточно вспомнить нацистскую Германию. Нет, теперь люди начинают задумываться о том, что такое хорошо и что такое плохо применительно к социуму. Они пытаются сначала теоретически сформулировать для себя, какие нормы и права обязаны соблюдаться в правильно устроенном обществе, а затем уже оценивают существующие струкуры согласно этим критериям.
Да, здесь изначально предполагается, что люди являются носителями разных ценностей и различных точек зрения. Основой общества, таким образом, является готовность договариваться и добровольно сотрудничасть с другими людьми ради общего блага.
По-крайней мере, считается, что все разумные люди согласятся со следующими утверждениями.
Во-первых, все хотят обладать определёнными правами, вроде права на жизнь и свободу, и знать, что эти права защищены.
Во-вторых, люди предпочитают иметь возможность менять несправедливые законы и улучшать общество, в котором живут, при помощи демократических процедур.
Исходя из этого, законодательство рассматривается, как общественный договор, а не как жёсткая, фиксированная структура.
Законы, которые утратили свою полезность и перестали удовлетворять население, должны меняться в соответствии с принципом "наибольшего блага для наибольшего числа людей", что достигается опорой на волю большинства и неизбежными компромиссами.
Демократические режимы основаны на этих принципах.
Человека, достигшего пятой ступени, можно считать законопослушным, ведь законы для него - это обязательства, которые люди согласились исполнять до тех пор, пока не смогут поменять их демократическими методами. Т
ем не менее, человеческая мораль и права ("право на жизнь", и т. д.) важнее любого закона.
Колберг подчёркивает, что важно научиться отличать пятую ступень от четвёртой. Допустим, достигший четвёртой ступени тоже может утверждать, что человеческая жизнь важнее , но это всегда будет связано с конкретными, жесткими правилами и принципами, т. е. такой образ мысли предписывается его социальной группой, вытекает из общественного идеала, продиктован тем или иным священным текстом. Если бы правилом было обратное, " важнее человеческой жизни", человек говорил бы это с той же убеждённостью и страстью. Но на пятой ступени человек всегда стремится мыслить самостоятельно, он искрене старается понять, что именно должно ценить общество, и почему. У него иные приоритеты; "люди важнее законов, потому что законов без людей не бывает".
6. Здесь мораль опирается на универсальные этические принципы, а этические суждения носят абстрактный характер. До этого речь шла о концепции справедливого общества, которое а) защищает права личности б) улаживает разногласия демократическими методами. Однако сама по себе демократия вполне может привести к результату, который интуитивно будет казаться нам несправедливым (о, да - Г. Н.).
Теперь же законы признаются ровно в той степени, в которой они основаны на справедливости, а вера в справедливость включает в себя обязанность не подчиняться несправедливым законам.
Вопросы права считаются менее важными, так как наличие общественного консенсуса не является необходимым условием для принципиального этического поведения. В этом плане шестая ступень радикальней пятой.
Решения здесь принимаются не гипотетически, исходя из текущих условий и задач, а категорически, в духе "категорического императива" Канта ("Поступай с другими так, чтобы максима твоего морального поступка могла бы служить нормой всеобщего законодательства").
Человек должен постоянно ставить себя на место каждого из участников конфликта, и думать, как бы тот поступил, если бы, в свою очередь, мог представить себя на месте всех остальных, и если бы он знал, что и они размышляют о том же (многоуровневая рефлексия).
В идеале, человек вообще должен забыть о том, какая роль в этом спектакле принадлежит ему, и соблюдать беспристрастность в отношении всех действующих лиц, уважая их достоинство и стараясь соблюсти общие интересы. (Вести себя себя так, будто тебе может достаться любая роль; принимать решения, которые будут по-прежнему казаться тебе этичными и оптимальными, даже если ты внезапно окажешься по другую сторону баррикад.)
В этом смысле, действие никогда не считается только средством, но всегда целью;
Человек действует тем или иным образом, потому что считает подобное поведение правильным, а не потому, что это выгодно, одобряется, диктуется законом или вытекает из предварительной договорённости.
вот ведь. не ждала-не чаяла, а жизнь то налаживается.
я то подозревала себя в развивающей социопатии усиливаемой наальной стадией шизофернии, а оказывается, что у меня всего то навсего постконвенциональный уровень случился
фууу
отлегло
+++
тю... то ли дело старик Фройд написал: частичные влечения объединяются под приматом генитального для производства генитального гетеросексуального полового акта, а сама зрелая сексуальность становится альтруистичной - т. е. удовольствие партнёра становится более важным, чем собственное.
коротко и ясно.
Уголовники и рядом стоящие - 2 уровень. (в процентах не знаю, но много)
Женский уровень, средний по всему миру, не считая совсем отсталых стран - 3
К этому же уровню относятся законопослушные представители российской массы мужчин. (самая распространенная группа в России)
Политически (не экономически а именно идейно) активные: коммунисты, фашисты, единорасты (патриоты) - 4 уровень морального развития. (процентов 10ть)
Редко встречающаяся но регулярно истребляемая часть русской интеллигенции (менее 2х процентов) - 5 и 6 уровень вместе взятые.
Вот за что не люблю гуманитариев, особенно всяческих около-философов, так за то, что они элементарные вещи завалят таким количеством пустых лишних слов, что уже и сами разобраться не могут. (Филологи, кстати, ребята довольно точные, тут не про них.) Если технарь думает о том, как бы все упростить и свести теорию к 1-2 формулам, в том и будет её красота, то "философ" - о том, как бы расфуфырить свою мысль (часто весьма неоригинальную) на 1-2 тома, авось читатели суть потеряют, и за умного сочтут.
Человеческих поступки основаны на: страхе наказания, желании вознаграждения, адаптации к социальным ожиданиям, следовании принципам. Всё! Это то, что сверху сказано. Да, и в одном человеке могут уживаться все четыре мотива. Это уже моя отсебятина.
В период когда Индия славилась своей духовностью по факту они находились на 1ом упрвне морального развития... И людям религиозным - это казалось верхом духовности. На данный момент индия выползла в БОЛЬШЕЙ МАССЕ СВОЕЙ на 2ой уровень морального развития. По этому сейчас на кажется что там в основном цыгане, не в смысле кочевники а в смысле (не наеб... не проживешь). А вот Ашрамы и все иные духовные развлекаловки... это теперь бизнес... На втором уровне из всего получают выгоду... Нужна Европе духовность... ЕСТЬ ПРИЕЗЖАЙ ПРОДАДИМ.
Но в любом случае это уже шаг в перед. Нам до цивилизованных стран МОРАЛЬНО еще лет 500т... а Индия за пару тысячелетий добежит...
Кажется, я узнала автора. В блогах полтора года была недолго девушка, которая худела и размещала свои фотки. Все еще ее уговаривали не худеть, типа, и так хороша. У нее тоже был такой же тяжелый стиль повествования, дочка и бывший муж в Питере. Мрачно так худела, с надрывом, тягостное впечатление создавала.
Лена, вроде бы ее звали.
Человеческих поступки основаны на: страхе наказания, желании вознаграждения, адаптации к социальным ожиданиям, следовании принципам. (с)- пааазвольте... я знаю человека, у которого поступки основаны на: 1. хочу есть! 2. ну, это по-разному. Смотря, чем кормили...
Колберг провел исследования, в процессе чего предлагает детям разные истории или дилеммы. Герои этих историй оказываются в ситуации нравственного выбора. Специфика ситуаций состоит в том, что они неоднозначны, и каждый вариант решения имеет как плюсы, так и минусы. Вот пример одной из дилемм:
В Европе женщина умирала от особой формы рака. Было только одно лекарство, которое, по мнению докторов, могло бы ее спасти. Это была форма радия, недавно открытая фармацевтом в этом же городе. Изготовление лекарства стоило дорого. Но фармацевт назначил цену в 10 раз больше. Он заплатил 400 долларов за радий, а назначил цену 4000 долларов за небольшую дозу радия. Муж больной женщины, Хайнц, пошел ко всем своим знакомым, чтобы взять взаймы денег и использовал все легальные средства, но смог собрать лишь около 2000 долларов. Он сказал фармацевту, что жена умирает и просил его продать дешевле или принять плату позднее. Но фармацевт сказал: "Нет, я открыл лекарство и собираюсь хорошо на нем заработать, использовав все реальные средства". И Хайнц решил взломать аптеку и украсть лекарство.
1. Должен ли Хайнц украсть лекарство? Почему да или нет? (Вопрос поставлен с тем, чтобы выявить у субъекта моральный тип и должен рассматриваться необязательным).
2. Хорошо или дурно для него украсть лекарство? (Вопрос поставлен с тем, чтобы выявить у субъекта моральный тип и должен рассматриваться необязательным.) Почему это правильно или дурно?
3. Есть ли у Хайнца обязанность или обязательство украсть лекарство? Почему да или нет?
4. Если бы Хайнц не любил свою жену, должен ли был он украсть лекарство для нее? (Если субъект не одобряет воровство, спросить: будет ли различие в его поступке, если он любит или не любит свою жену?) Почему да или нет?
5. Предположим, что умирает не его жена, а чужой человек. Должен ли Хайнц стащить лекарство для чужого? Почему да или нет? (Если субъект одобряет кражу лекарства для чужого).
6. Предположим, что это домашнее животное, которое он любит. Должен ли Хайнц украсть, чтобы спасти любимое животное? Почему да или нет?
7. Важно ли для людей делать все, что они могут, чтобы спасти жизнь другого? Почему да или нет?
8. Воровать противозаконно. Дурно ли это в моральном отношении? Почему да или нет?
9. Вообще, должны ли люди пытаться делать все, что они могут, чтобы повиноваться закону? Почему да или нет? (Этот вопрос включен, чтобы выявить ориентацию субъекта и не должен считаться обязательным).
10. Осмысливая снова дилемму, что бы вы сказали, какая самая ответственная вещь, которую нужно сделать в этой ситуации Хайнцу? Почему?
Яндекс. Директ
ИТ аутсорсинг от CTI
Широкий спектр IT-решений по снижению затрат и оптимизации вашего бизнеса!Ссылки Запрещены!
Дилеммы Колберга
Рассуждения детей исследователь подвергает тщательному анализу и обнаруживает, что эмоциональное развитие ребенка тесно связано с познавательными процессами (развитие памяти у взрослого). Чем больше ребенок узнает мир, тем быстрее преодолевается личный эгоцентризм и появляется возможность оценивать события с учетом мнения других людей.
Уровни и стадии морального развития
Таким образом, Колберг выделил три уровня и шесть стадий развития морального сознания человека. Все стадии строго следуют друг за другом.
Первый уровень (возраст 4-10 лет) - доморальный.
Поведение ребенка основано исключительно на принципе выгоды и оценивается исходя из дальнейших последствий.
Стадия 1 ребенок стремится быть послушным, потому что полагает, что только так можно избежать наказания. Никакой нравственной стороны поступка для него еще не существует. Слова "стыдно", "некрасиво" не подвластны пониманию, ребенок реагирует на слово "нельзя", "это больно" и на перспективу наказания.
Стадия 2 поступки ребенка ориентированы на получение вознаграждения. Он поступает правильно ради получения выгоды. Ребенок пробует различные стратегии поведения, отбирая те, которые считает успешными. Например, понравившуюся вещь он может не только отнять, но и обменять. Малыш варьирует стратегии в зависимости от ситуации. Нравственной стороны поступка по-прежнему не существует.
Второй уровень (возраст 10-13 лет) конвенциональной (общепринятой) морали.
Происходит осознание правила поведения в обществе и принятых в нем ценностей. Общественное признание становится важнее личных интересов.
Стадия 3 ребенок в состоянии оценить свое поведение с точки зрения моральных принципов принятых в его окружении. Он понимает, что такое стыд и хочет быть хорошим в глазах значимых взрослых. Однако такое понимание не постоянно и иногда благополучно забывается.
Стадия 4 ребенок осознает существование законов принятых в обществе и понимает, для чего они служат. Кроме того, он видит в соблюдении законов возможность отстоять и свои права, если это необходимо. Например, указать учителю, что он не может так себя вести. Поведение строго контролируется. Однако безнравственные поступки все еще могут совершаться.
Третий уровень (возраст от 13 лет)- автономной морали.
Стадии развития КолбергаЛичность формирует собственные критерии нравственности. Она оценивает по ним события и поступает исходя из своих моральных представлений.
Стадия 5 личность осознает противоречия между разными нравственными убеждениями и формирует свои представления о том, что хорошо и что плохо. Нравственным считается то, что защищает права человека и помогает человечеству в целом выживать. Например, нельзя нарушать закон иначе общество погибнет. Появляется уважение к человеку вообще (не только к значимым взрослым).
Стадия 6 высшая стадия. Человек формирует собственные нравственные принципы, которые соблюдаются независимо от обстоятельств. Личность может войти в противоречие с обществом, если считает, что оно поступает несправедливо.
По мнению Колберга, только единицы достигают такой стадии морального совершенства.
Каждая стадия не проходит бесследно, а просто дополняется следующей. Возраст прохождения стадий условен и может варьироваться в зависимость от развития интеллекта. Большинство людей, по мнению Колберга, останавливается на четвертой стадии морального совершенствования.
Теория морального развития Колберга была полностью подтверждена не только его экспериментальными исследованиями, но и работами его последователей. И не смотря на то, что она имеет много недостатков - внесла весомый вклад в психологию развития человека.
(с)
Я считаю, что запись Яга соответствует теме, не нарушает правила ЕЖЕ-дневника, интересна, но уж очень занудна.
узнала эту девушку по ста фактам, она тут в еже уже писала
зачем еще и с индией в анамнезе тут постить унылую суконноязычную мутотень, а?
даешь ролики, латекс и превратности еенной судьбы!
Да, Яга! Согласна с Гердой. Давай лучше индийский секс обсуждать, всякокунные темы и прочие превратности судьбы. А то мы тут сидим, о рабстве только мечтаем. )
Так далеко забрались, и до сих пор не зарегистрировались!? Вот те на! А ведь многие действия на сайте, в том числе и удовольствие комментировать чужие дневники, могут себе позволить лишь зарегистрированные пользователи! Вот так вот!