Тема не про маленькую срущую и визжащую майрочку - чихуа, а про качество. То, что я знаю, старые рапторы пендосы втюхивают Германии и Латвии, где они разваливается на взлете.
А не взять нельзя! Про американское качество оружия много статей. Как авианосец за 13 ярдов имеет проблемы то ли с запуском, то ли с принятием самолётов. Как Нордроп В-2 за 2 ярда зелени падает в Канзасе на взлете видео есть. Ну, отмывает американская военщина на дерьмовом оружии. А вот статью про Стэлс F-117 на Лукоморье, я, откорректировав скопировал. Наслаждайтесь ))
Lockheed F-117 Night Hawk ("Ночной ястреб", народн. стелс, невидимка, чаще "Nighthawk" - гугл. ночной таксист (или козодой), не путать со стратегическим бомбардировщиком Northrop B-2 Spirit!) - американский тактический ударный летательный утюг аппарат тяжелее воздуха, построенный с применением технологии "стелс". В среде лётчиков получил прозвище Wobblin Goblin - хромой гоблин - из-за впечатляющих лётных характеристик.
В теории!
"Бандит" на Хромом гоблине
Аппарат предназначен для точечных ударов днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, действуя без прикрытия. Самолёт использует болванки с лазерным (точность - 0, 1 м), пассивным радиолокационным наведением, пассивным тепловым и радиокомандным наведением (точность - дрожание руки оператора). Предусмотрена возможность подвески атомных бомб. Таким образом, цель поражается в любых метеоусловиях с вероятностью 0, 8... 0, 9. При правильном выборе боеприпаса погодные условия не оказывают влияния на точность и эффективность работы по наземным целям.
Радиолокационная малозаметность самолета (и F-117 в частности) подразумевает, что при его облучении радиолокационной станцией противовоздушной обороны бо#769; льшая часть излучения рассеивается и отражается куда угодно, только не обратно в антенну-приемник, часть излучения поглощается специальным покрытием иили материалом планера самолета и только малая часть возвращается назад. То есть засветка на экране оператора локатора-то будет, но гораздо слабее и ближе к РЛС, чем, например, от Су-25. И пока вражеские ПВО соображают кто такой (свой-чужой НЛО кукурузникТу-154), передают данные зениткам наводят ракеты заряжают рогатку, F-117 подлетает на расстояние тактического удара, скидывает подарки и валит в еб. ня.
Дело в том, что снижение заметности самолета было достигнуто за счет использования фасеточных форм и наклонных плоскостей, соответственно планер стал похож на фигуру из музея кубизма. Если нормальные самолеты сначала учат летать, а потом подмазывают подгибают, чтоб ещё и на радаре не сильно заметный был, то этот сначала сделали "невидимым", а потом хоть как-то учили летать.
На деле.
Проверенный советский инструмент для выпиливания летающих утюгов
Когда проект показали специалисту по аэродинамике Дику Кэнтрелу, тот упал в обморок заявил: "I don't care what in hell it looks like, I'll get that ugly son-of-a-bitch to fly!". Лётчиков за руль 117-го сажали только самых опытных, с налётом не менее тысячи часов (это примерно от трёх до пяти лет в строю, для истребителя), чтоб не поубивались. Пытаясь исправить ситуацию, "Локхид" впилили дополнительную прокладку между штурвалом и сиденьем - хитровы. банный автопилот, который корректировал особо мудрые сигналы управления, снижая вероятность завалить самолёт в штопор. Но всё равно: статистика падений данного убердевайса говорит нам, что из семи официально признаных падений пять произошло либо из-за неспособности недостаточно опытного летчика справиться с управлением, либо из-за ошибок наземной подготовки аппарата.
Однако стелс оставался страшной тайной, только в 1988 году правительство СШП признало его существование, показав ретушированную фотографию. В апреле 1990 года Пентагон провел публичную демонстрацию "ночного гоблина" всему миру. Публика была в ах. е от одного вида такого чуда, начался бешеный пеар. Стелс замелькал в журналах, на авиасалонах, в фильмах, компьютерных играх и интернетах. И в том же 1990 году выпуск F-117 был прекращен, и деньги, предназначенные на его производство перенаправили на программу LockheedBoeing F-22 Raptor (тогда ещё YF-22).
Случай испытать сверхсекретную вундервафлю в деле представился в 1989 году. В это время в Панаме стал намечаться дефицит демократии, а потому туда были направлены два F-117 с целью убить президента Мануэля Норьега. Но начиненные электроникой ассасины попросту не попали бомбами в цель. СМИ СШП заявили, что операция прошла успешно, поскольку гуманные американцы просто хотели напугать врага. Народ схавал, а компетентные люди сделали выводы.
Звездным часом для F-117 стала война в Персидском заливе. Собственно, операция "Буря в стакане пустыне" и началась с удара F-117: в ночь с 16 на 17 января 1991-го 10 "Найтхоуков" из 415-й эскадрильи ВВС США пересекли границу Ирака, дошли до Багдада, в центре иракской столицы е. нули 100-метровую командную вышку и центр управления тактическими ракетами и перехватчиками, и, будучи абсолютно незамеченными радарами ПВО Ирака, вернулись на базу. Epic win. Пентагон трубил о "сверхэффективности" стелсов со сверхточных бомб с эффективностью удара в 80-90% Но существует мнение, что лишь 30% от сброшенных ими "сверхточных" бомб попало в цель. Теоретически, это не так уж и плохо, по сравнению с обычными бомбами, у которых вероятность попадания в заданный квадрат куда ниже одного процента (Союзники во 2-ю Мировую добились аж 3-х процентной точности попадания бомб при бомбардировках Гермашки). Но на практике выходило, что даже и 30% получалось лишь в идеальных сферически-вакумных условиях, ибо иракцы элементарными средствами маскировки часто сбивали наведение подобных бомб (тащемта, помещали под маскировочные сети стальные листы, что создавало ложную цель, или под стальными листами поджигали костерок и жарили шашлыки, что создавало эффект работающего танкового двигателя)
Обломки F-117. Того самого
До 1999 года F-117 работал преимущественно дорогой фотомоделью. Настоящее дело для него нашлось в Югославии, когда блок НАТО решил защитить бедных албанцев и подарить сербам немного демократии. На третий же день с USAF случился невиданный frustration - сербы расх. ячили эту посудину. Из чего - х. р знает, по официальной версии как нашего Министерства обороны, так и сербского, это был ЗРК С-125. Есть мнение, что постарался МиГ-29, но кого это волнует, если самолёт расх. рачили "в упор" и прямой наводкой. Просто грохнули, и всё. И пруфпик имеется.
Американский налогоплательщик начал осознавать, что его много лет круто на. бывали, выдавая еле летающий утюг за супер-оружие. Командование НАТО постиг лютейший баттхерт, теперь F-117 летал на задание не иначе как под охраной истребителей, обвешаных противорадиолокационными ракетами HARM, дабы выжечь все вокруг при малейшем появлении радарного сигнала. К величайшей радости тамошнего "Эльдорадо", расовые балканцы успешно использовали старые микроволновки с отломанными дверцами в качестве ложных целей для ракет (sic!).
Разумеется, со своим эскортом "хромой гоблин" стал просто аццки невидимым самолетом. Думаете, помогло? Югославы через четыре дня, первого апреля, распустили слухи, что был подбит ещё один F-117, правда, он дотянул до Загреба. И ещё один был подбит пятого под Црвени Кот. Впрочем, хитрые пендосы всё отрицают и в список официальных потерь не внесли.
Пятиминутка матчасти
Как ЗРК вообще мог заметить F-117A, тем более открыть по нему прицельный огонь?
А все просто. Самолет по технологии "стелс" видим, обнаруживаем и замечаем абсолютно со всех радаров. "Стелс", это, тащем-то, технология снижения заметности, а не технология невидимости. Проще говоря, "стелс" работает схожим образом с маскировкой в твоих любимых танчиках. Чем эффективная площадь рассеяния ниже, тем с меньшей дистанции может быть засвечен стелс-самолет, то есть обливание агрегата радиопоглощающей краской и придание ему хитрых форм похоже на навешивание маскировочной сети и покраска камуфляжем: расстояние засвета уменьшится, но невидимым самолет (или танк) не станет. И наоборот: чем мощнее радар, тем с большего расстояния будет заметен самолет. Например, радар ЗРК С-125 (с которой и был сбит в Югославии F-117) сумеет обнаружить "Найтхоук" с расстояния примерно в сотню метров - ибо минимальная ЭПР, которую может обнаружить С-125 равна около 0, 3-0, 4 м#178;, ЭПР же F-117 составляет от 0, 01 до 0, 0025 м#178;, в зависимости от ракурса. Если взять ЗРК С-300 - радар отсюда сумеет обнаружить "Найтхоук" с растояния около 50-60 километров. И так далее.
Но анонимус задаст вполне разумный вопрос - если С-125 не могла вообще обнаружить F-117, тогда каким образом она вообще смогла его сбить? А ответ прост - С-125 как ЗРК малого радиуса действия обладала аппаратурой телевизионно-оптического визирования и сопровождения цели "Карат".
Оная аппаратура позволяла вести огонь по целям вообще без использования РЛС - по визуальному контакту, то есть "куда глядю, туда ракета и летит", то есть при таком наведении зенитному комплексу абсолютно фигня. й, "стелс" самолет или не "стелс", что весьма доставляет. Ну, по крайней мере, этот способ доставил ракету в жопу "стосемнадцатому". Минусы визуального наведения - далеко х.. стрельнешь (максимум километров на 10) и сильная зависимость от погоды (дождь, снег, туман, дым - х.. вообще стрельнешь)
Полковник Золтан Дани смотрит на тебя, как на сбитый F-117
Слева - подполковник Дейл Зелко, пилот того самого несчастного F-117. Справа - полковник Золтан Дани, зенитчик, сбивший тот самый несчастный F-117. Яйца крепче оказались у второго, а с виду и не скажешь
Уже через много лет - заклятые друзья, и вместе готовят блинчики на одной кухне. Зелко - слева, Дани - справа. Такие делы!
К тому же, зенитчик, командовавший тем расчетом ЗРК был весьма подготовлен, ибо обучался в Cовке (зовут его Золтан Дани, на данный момент он работает пекарем в собственной пекарне, и что особенно доставляет - в день сбития F-117, то есть 27 марта, он выпекает фирменные буханки в форме этого летающего утюга). Да и вообще - ЗРК был в засаде, и пилот "Найтхоука" ну никак не ожидал пис. ца.
По словам Дейла Зелко, пилота того самого F-117: "Была очень низкая облачность. Ракету я увидел, когда она уже пересекла слой облаков, сразу после запуска. Она шла под углом в 50 градусов ко мне. И как только я ее увидел, я понял: меня вычислили. Первая ракета прошла совсем близко над самолетом. Настолько близко, что самолет тряхнуло".
Этот уничтоженный F-117 сразу похоронил всю серию самолётов, навсегда сняв клеймо "неуязвимости", и скоро все оставшиеся самолеты увезли на свалку. Последние боевые вылеты на нем совершились в 2003 году, в условиях практически подавленной ПВО.
Такие делы. Также товарищ Золтан утверждал, что смог сбить заодно и B-2. Вообще, сербы сообщали о сбитии 2-х таких самолетов - борта под именами "Дух Вашингтона" и "Дух Миссури". Правда, оба "сбитых" в Югославии B-2 потом внезапно "воскресли" в небе над Ираком в 2003-ем году, и так же внезапно "воскресали" на авиабазах в США на период с 2006-го по 2008-й. Впрочем, это уже никого не волнует.
Что дальше?
После Сербии стелсы ещё повоевали в Ираке в 2003 году, но уже без всякого пиара. Конгресс решил, что хватит кормить гоблинскую кавалерию, в 2006 сняли с вооружения первые десять штук, и далее их резали небольшими партиями. 22 апреля 2008 совершили последний полет оставшиеся четыре F-117. Goodnight, Night Hawk.
Про распил бюджетных денег
Ымперский пафос пиндосских поцреотов
Анонимус, знаешь ли ты, сколько ушло денег, чтобы создать F-117? Программа обошлась в 6, 56 млрд. USD, включая НИОКР. Итогом стало создание угловатого ведра с ниибически дорогой эмалировкой, которое еле летало, зато стоило 42, 6 млн. USD. Но для того ли компания Lockheed пробивалась к бюджетной кормушке, чтоб так просто отступить? Ответственные лица убедили кого надо, что эта фантасмагорическая хрень и есть та самая вундервафля, в которой остро нуждается USAF. Правда, на F-117 надо было не только летать, но и воевать. Потому был проведен ряд апгрейдов, увеличивших стоимость стелса до 111, 2 млн. USD за штуку. А всего F-117 было построено 59 (вот и 6, 56 млрд. USD). Плюс запчасти. Плюс реклама компании, как создателя самого крутого в мире самолета. Представляешь, сколько всего поимели локхиды за продвижение самолета, на котором можно было сражаться лишь с гондурасами, при условии полного господства в воздухе? Теперь прикинем стоимость базы в Неваде для "хромых гоблинов", их обслуживание, производство боеприпасов (стоимость одной бомбы GBU-27 - 55 тыс. USD) и т. д. Короче, все были при деле. А ты говоришь Булава...
Но это не предел для бездонного кошелька пиндосского налогоплательщика - один Northrop B-2 Spirit стоил в ценах 97-го года около 2 млрд. USD (с тех пор цена золота увеличилась в 5 раз, цена нефти - также, примерно в 5 раз, то есть в 2012-м году эта вундервафля стоила бы все $10 млрд, что, к слову, примерно в 3 раза превышает стоимость 75 тонн золотых слитков, по массе примерно равных массе этой вашей вундервафли), а их всего 20 штук построено, что в сумме примерно равно капитализации таких компаний, как IBM, Газпром или Microsoft (этот ваш Роспил и откат отдыхает).
Для ориентира - стоимость одного Су-27 около 30 млн. USD в экспортном варианте. F-117 на экспорт вообще не поставлялся.