Если в Вашем городе Вы увидите афиши спектакля "Желтое Танго", настоятельно рекомендую его посетить!
Александр Вертинский сумел перешагнуть через целый век..
Осталось такое чувство, что прикоснулась к чему-то настолько сильному и прекрасному, что невольно попала под обаяние образа Вертинского. Уникальная личность, аристократ с чувством собственного достоинства, он до конца своей жизни считал себя русским человеком.
Спектакль сморится очень легко! С большой долей иронии, легкостью и изяществом молодой актер Сергей Федотов (тот, что снимался в фильме Никиты Михалкова "Сибирский цирюльник" в роли одного из юнкеров) рассказывает веселые и печальные сценки из жизни русского шансонье. Много просто смешных, забавных историй о любви, страсти, ревности.
В какой-то момент сижу и вдруг начинаю понимать, что завидую женщинам начала века, они могли себе позволить капризничать, и мужчины велись на их капризы!)))
В конце сильный такой монолог о восприятие жизни. Философам бы не помешало его послушать. И практикующим "психологам" этого сайта тоже!)
Привожу в сокращении:
"Жизни как таковой нет. Есть только право на нее. Бумажка, "ордер на получение жизни". Жизнь надо выдумывать, создавать... Не надо на нее обижаться и говорить, что она не удалась. Это вам не удалось у нее ничего выпросить. По бедности своего воображения... c)
И чем больше я об этом думаю, тем отчетливей понимаю: ЖИЗНИ НЕТ.
Есть только ее ожидание. Всю жизнь, мечтая о счастье, ищешь, допустим, вторую "половинку" и какие-то развлечения, чтобы не было так одиноко и скучно... всю жизнь чего-то ждёшь...
И для чего?
Если заранее знаешь, что через некоторое время это всё надоест... ведь всё это временные увлечения, позволяющие на каком-то этапе ощутить себя счастливым..., хотя порой сама эта "охота" за развлечениями и становится для кого-то тем самым смыслом...
А потом что?
Аут, тупик, пустота, чувствуешь себя мертвой, опустошенной, без чувств и желаний. Ты понимаешь, что живешь не так, как хотелось бы. И ловишь себя на том, что живешь как бы "на черновик", утешаясь мыслями о том, что происходящее в настоящем - это только предисловие к светлому будущему. Как будто потом жизнь можно переписать заново... наивно.
И каждый день ждешь, что он принесет тебе успокоение и соединит реальный мир с твоими мечтами, но все это оказывается очередным мыльным пузырем, который снова лопнет.
Так в чем она истинная цель или смысл?
... Интрига... А точнее даже не интрига, а жажда чего-то нового... нужно постоянно двигаться вперед... карабкаться, цепляться за жизнь. Нужно дойти до конца. А иногда происходит, на первый взгляд что-то незначительное. Кто-то улыбнулся тебе, кто-то сказал ласковое слово, теплый ветер пошевелил твои волосы, солнечный зайчик запрыгал по комнате... и ты чувствуешь этот миг всем своим сердцем, и тебе кажется, что вот она, радость жизни, но это всего лишь миг. Но часто из них состоит вся жизнь.
Занавес.
begemot: непонятна Ваша ирония. Просто Вертинского, как Вы знаете, не очень-то жаловали в России. А он, ни смотря ни на что, оставался верным России, уж простите за патетику.
Байка, ну кто ж его в СССР (не в России) не жаловал-то? Носились с ним, как с писаной торбой, почитайте. То, что он лично был чем-то недоволен, так во-первых, нет предела человеческому честолюбию, а во-вторых, в просветленные минуты он и сам в подобном недовольстве жестоко раскаивался. А то, что его лик оказался на диссидентских знаменах - "это уже совсем другая история, страна" )))
begemot: просто совершенно разные истории: то, как пишет о себе он сам, его жена и дочери - и то, как пишут о нем современники. Вот кому верить - уже второй вопрос. :)
Просто... больно просто его письма читать. Не присутствует в них довольство жизнью.
Не будем о грустном :) замечательное стихотворение Вертинского:
Доченьки
У меня завелись ангелята,
Завелись среди белого дня!
Все, над чем я смеялся когда-то,
Все теперь восхищает меня!
Жил я шумно и весело - каюсь,
Но жена все к рукам прибрала.
Совершенно со мной не считаясь,
Мне двух дочек она родила.
Я был против. Начнутся пеленки...
Для чего свою жизнь осложнять?
Но залезли мне в сердце девчонки,
Как котята в чужую кровать!
И теперь, с новым смыслом и целью
Я, как птица, гнездо свое вью
И порою над их колыбелью
Сам себе удивленно пою:
"Доченьки, доченьки, доченьки мои!
Где ж вы, мои ноченьки, где вы, соловьи?"
Вырастут доченьки, доченьки мои...
Будут у них ноченьки, будут соловьи!
Много русского солнца и света
Будет в жизни дочурок моих.
И, что сомое главное, это
То, что Родина будет у них!
Будет дом. Будет много игрушек,
Мы на елку повесим звезду...
Я каких-нибудь добрых старушек
Специально для них заведу!
Чтобы песни им русские пели,
Чтобы сказки ночами плели,
Чтобы тихо года шелестели,
Чтобы детства забыть не могли!
Правда, я постарею немного,
Но душой буду юн как они!
И просить буду доброго Бога,
Чтоб продлил мои грешные дни!
Вырастут доченьки, доченьки мои...
Будут у них ноченьки, будут соловьи!
А закроют доченьки оченьки мои -
Мне споют на кладбище те же соловьи.
Байка, именно в его письмах и есть места, где он жестоко себя укоряет за позерство и неуемную жажду славы, говорит о том, что глубоко неправ, пытаясь выжать из счастья, которое у него есть, чуточку больше счастья...
А декаданс - ну это ж стиль такой, "струя", что называется...
begemot:
Я за вас рада, смеялись..., ну, хоть в чем-то время не прошло для вас даром...
Именно, Вертинский был очень РУССКИМ в высоком понимании этого слова, это очень патриотично для человека, которого Родина отправила в вынужденную эмиграцию, оставался русским, даже купив греческий паспорт, чтобы была возможность работать... Вертинский был ПОДЧЕРКНУТО русским, владея в совершенстве несколькими языками, в эмиграции он пел исключительно на русском. Испытывал сильную ностальгию по России, считал себя виноватым за то, что оставил Родину в такой тяжелый период и стремился при любой возможности вернуться в СССР, хотя мог обеспечить себе и там обеспеченную безбедную жизнь...
Смейся дальше, бегемот! Китайчонок Ли позавидует твоему чю...)))
Смотрите, завидуйте! (с) ))) Все равно смешно, как можно восхищаться тем, что Вертинский, живя в СССР, "до конца жизни считал себя русским человеком". В чем героизЬм-то? )))
Бегемот:
иманна... от начала и до конца...
РУССКИМ...
Из России Серебрянного века до голода и разрухи СССР..
И такие "старые" русские всегда будут вызывать мое восхищение!)))
А если убрать всю патетику, то многие наши современники даже стесняются того, что они русские..
Посмотришь на иных наших русских туристов в европе, молчат, как рыбы, чтобы никто, не дай Бог, не догадался, что они РУССКИЕ...
Помню одну тетечку в парижском бутике.. обычная среднестатистическая такая русская тетка, и при ней муж ейный... сидит туфли примеряет.. я рядом сижу, тоже примеряю) Она мучается не знает, как продавцу объяснить, что ей нужны такие же туфли, как у той мадам, т. е. у меня только ее размера и желательно персикового цвета... Руками жестикулирует, мычит, мужу беспомощно жалуется: ну как ему объснить-то... продавец, есессно, ничё понять не может. Хоть и забавно было наблюдать всю эту пантомиму, но я сразу же решила предложить своим соотечественникам посильную помощь. Сначала продавцу сказала, что от него хотят, а потом к ней поворачиваюсь: Здравствуйте! Простите, что вмешиваюсь, я перевела продавцу, что вы хотели... Она так шарахнется...!!! И с видом: "и тут одни русские" спешно покинула магазин, уволакивая мужа за рукав пиджака... Во! А вы говорите, чем тут восхищаться...
И опять не удержалась... Зачем-то ввернула свои вонючие понты... Парижский бутик, русские туристы...
НИКТО НЕ СТЕСНЯЕТСЯ... Я свою маму отправил во Францию с подругами, дык она там дала шороху... Французы отдыхали, она там строила их по полной программе... И ничуть ничего не стеснялась... Доколе ты будешь понтоваться? все уже поняли, что ты можешь еженедельно снимать пельменную в Реутово и что ты не проста... Все поняли и отвернулись с омерзением ещё позавчера... Зачем опять начинать? Хвалишь мерзкого русского эмигранта - хвали... Но не понтуйся...
(миролюбиво) Да я чё?.. Я ничё... Я просто улыбнулся фразе, из которой могло показаться, будто б Вертинский так и остался за границей. А во всем остальном я с вами очень даже согласный. Разве что не только наши современники стесняются своей национальности. Комплекс национальной неполноценности цвел у нас махровым цветом всегда - с Чаадаева начиная.
C Вертинским настолько "носились, как с писаной торбой", что он даже умер на гастролях, пытаясь прокормить свою семью.
Что пишет А. Н. Вертинский заместителю министра культуры СССР С. В. Кафтанову в 1956 году?
"Меня любил народ, и не заметили его правители"
"Как стыдно ходить и просить, и напоминать о себе"
"Лет через 30-40, я уверен в этом, когда меня и мое "творчество" вытащат из "подвалов забвения" и начнут во мне копаться"
"Где-то там, наверху, все еще делают вид, что я не вернулся, что меня нет в стране. Обо мне не пишут и не говорят ни слова. Газетчики и журналисты говорят: "Нет сигнала". Вероятно, его и не будет."
Несчастный, наивный человек. Он напрасно вернулся в эту страну. Здесь царствует принцип отрицательной селекции. В государстве Швондеров и безликих недомерков-посредственностей на троне, Личностям жизни нет.
Вы б подучили матчасть, прежде чем начинать пятиминутку ненависти на тему "как же я ненавижу Россию". "Вертинский умер на гастролях, пытаясь прокормить семью" - ага, ага, пытаясь прокормить семью, жившую в роскошной квартире на улице Горького. С неработающей женой. С дочками-актрисами :-) Ну скончался артист после спектакля, после концерта, сплошь и рядом бывает. И чего?
А вот не кляуза "дайте больше денег, потому что я великий", а письмо к жене: "Я, конечно, жестоко ошибаюсь. И несправедлив до последней степени. Когда я вернулся на Родину - у меня было правильное патриотическое отношение к ней. Теперь, прожив 11 лет в Союзе, постепенно озлобляясь от тысячей мелких, обидных, несправедливых мелочей быта, я утерял главное - патриотизм! Мы, сидящие на "реках вавилонских" своих эмигрантских воспоминаний и тоскующие и плачущие - "вспоминая о Сионе" - мы, конечно, слепые. Наш народ - великий народ, и изв всех этих "букашек", облепивших земной шар, он единственный достойный восхищения. Надо только взглянуть на него с высоты птичьего полета, а не рассматривать его из подъезда улицы Горького". 1954. Сталин уже умер, так что если вы думаете, что это писалось жене в расчете на перлюстрацию почты, вы ошибаетесь.
И к вопросу о возвращении Вертинского в СССР. Нельзя не ценить значимости этого поступка. Но, с другой стороны, здесь имел место элементарный гешефт: власть хорошо себя пропиарила, а Вертинский получил то, чего был напрочь лишен в эмиграции - аудиторию. Не вернись он, быть бы ему сейчас безвестным шанхайским шансонье, имя которого известно лишь узкому кругу искусствоведов.
Но, учитывая то, что на его песнях в СССР вырост целый пласт мрази вроде Тиберия, лучше б ему навек в этом забугорье сгинуть.
Ну и еще, вдогонку Тиберию. Вспоминает Наталья Ильина, знавшая Вертинского еще по Шанхаю. "Он вернулся на родину в 1943 году. Я пятью годами позже. Помню, как изумили меня рассказы о Вертинском, услышанные от моих новых знакомых. В рассказах фигурировал "вагон с медикаментами", который Вертинский подарил фронту, и уж не помню, что еще, но смысл сводился к тому, что Вертинский приехал в СССР богатым человеком.
Какой там вагон! Коляску родившейся в Шанхае дочке не на что было купить (кто-то подарил подержанную), американское сухое молоко "для малюток" тоже было не по карману, доставали друзья. Если вагон с медикаментами и в самом деле был подарен фронту, то это Вертинский мог себе позволить лишь на деньги, заработанные здесь, в России. Именно и только здесь один за другим шли концерты, дававшие полные сборы. Ничего подобного в Шанхае не было. И быть не могло".
И далее описание концертов "раздавленного властью Швондеров", "не могущего прокормить семью" артиста в СССР. "На следующий день Вертинский давал концерт в зале ВТО. Я сижу рядом с женой Вертинского, и она называет мне имена лиц, заполняющих зал. Это громкие имена знаменитых актеров, певцов, поэтов, и если какое-нибудь имя я слышу впервые, то все равно знаю, тот, кому оно принадлежит, тоже знаменит, ибо чуть не у каждого мужчины и у многих женщин значки лауреатов.
После концерта мы ужинали в ресторане ВТО вместе со знаменитым Утесовым, его женой и дочерью. К нашему столику беспрестанно подходили еще разные знаменитости как мужского, так и женского пола, было много хорошо одетых дам, пахло духами, и мне казалось, что я попала на Олимп, нахожусь среди небожителей" (цит. по книге А. Вертинский. "За кулисами", Советский фонд культуры, Москва, 1991). Дело происходит... в 1948 году, только-только отменены продовольственные карточки, полстраны еще живет в отрытых после войны землянках или в избах с земляным полом, а парадно-выходной одеждой является чистая телогрейка! Загнобила власть Вертинского, уж как загнобила, слов нет! Мля!
Больше чем поддержка друга, меня радует только злоба недруга.
Безусловно, сейчас актуален и моден патриотизм, который по определению то ли Сэмюэла Джонсона то ли Льва Толстого "последнее убежище негодяя", что и было продемонстрировано выше.
Ну, что же... Лицо определённо подобрано по сезону.
То есть, по существу сказать нечего? "Богородица не велит"? Слив засчитан, как говорится.
Тьфу! Я-то думал, передо мной противник, а это трагик-любитель из бобруйского драмкружка, очередной Чайлд Гарольд, обиженный Родиной... Похожи вы, ребята, друг на дружку, как две капли мочи. Ни мыслей - как в калейдоскопе, меняются лишь комбинации одних и тех же стеклышек: "последнее прибежище негодяев", "слезинка ребенка", "не читайте советских газет"; ни убеждений - вот и господин уверен в том, что патриотизм может быть моден или не моден: не замечая, что проговаривается и о фундаменте своих же ценностей. Что за жизнь, исполненная желчи, что за русский мазохизм на буддийский лад - при котором медитируют, глядя не в пупок, а в лобок, сладострастно выдирая оттуда волосы? Добро б еще только коммунистов ненавидели, а то ведь вся история Отечества с рюриковских времен вам дерьмом намазана - всюду-то наполовину пустой стакан мерещится, всюду-то черти из-за углов. Не то самовозвышаетесь таким образом - бьетесь с драконом, которого никто не видит, - не то лавры Герострата спать не дают? Леший вас разберет, идите своей дорогой, не поймем мы друг друга никогда. Оно и злости-то против вас настоящей нет, так, гадливость одна: будто таракан по ноге пробежал...
Злости, быть может у Вас и нет, зато сколько времени было Вами потрачено на формулировку и изложение этого... Словоблудствуете в лучших российских традициях.
"По существу" мне есть что сказать. Но зачем? По теме я высказался. Мне этого достаточно. Желаете виртуальных битв? Противников ищете? В реале надо побеждать. В ре-а-ле. Здесь мирок суррогатный. И победы суррогатные. На иные Вы, должно быть, и не способны. Поэтому понимать я Вас не хочу, равно как и дискутировать с Вами.
Все позерствуете? "Побеждать надо там, проигрывать надо сям... Реал, виртуал..." К чему это вообще? "Папа, ты с кем сейчас разговаривал?" Все ведь гораздо проще. Ложь, хоть на ушко ее шепчи, хоть в Интернете размещай, всегда будет ложью. Ложь-ю. Всег-да. (С разбивкой по слогам понятнее?) Вы соврали, живописуя нищету Вертинского в СССР, а вас в вашу ложь ткнули носом. Всего-то делов. Громко пукнули в лужу, но делаете вид, будто страшный сей звук издала Гримспенская трясина.
Так далеко забрались, и до сих пор не зарегистрировались!? Вот те на! А ведь многие действия на сайте, в том числе и удовольствие комментировать чужие дневники, могут себе позволить лишь зарегистрированные пользователи! Вот так вот!