Купил на днях фильм "Перегон". Поскольку снимал Рогожкин, то купил лицензионный. Вчера посмотрел. Теперь "имею сказать пару слов" впечатлений.
Все знают Рогожкина по его "сериалу" об особенностях охоты в разные времена года, рыбалки и отечественной встречи нового года. Особенно продвинутые припомнят фильм "Блокпост" или "Кукушка", где в замкнутом пространстве оказываются люди, не понимающие языка друг друга. Но первый фильм этого режиссера был фильм "Чекист". Фильм жуткий. Хроника работы уездного отдела ЧК в 1918 году.
К чему я ударился в фильмографию? Поясню. Рогожкин фильмом "Перегон" пытается вернуться от лубочно-притчевого кино, обратно к драме, но немного не дотягивает до привычного для него уровня.
Оговорюсь сразу, на фоне меченосцев, городецких, и остальной "жести", которую сейчас снимают, "Перегон" очень хороший, стоящий фильм. Но для Рогожкина слабоват.
Далекий северный аэродром служит переправочным пунктом для американских самолетов, передаваемых советскому фронту по ленд-лизу. Здесь, в этой забытой богом чукотской глуши, русские и американские офицеры мирно уживаются под одной крышей, не взирая ни на языковой барьер, ни на враждебные политические идеологии. Многоязыкая замкнутая община, состоящая из американских лётчиц, русских пацанов - вчерашних выпускников лётных училищ, наезжающего с проверками военного начальства, личного состава гарнизона перегонного аэродрома, принимающего американские "дугласы" и "аэрокобры", а также вольнонаёмного персонала в лице двух русских баб-подавальщиц и двух же "вольнонаёмных" ссыльных врагов народа. (Чукчи в фильме, которые травят анекдоты про себя же это вообще отдельный разговор.)
Фильм о маленьком аэродроме настолько заштатном, что поводом для партсобрания является вопрос: что делать с поросенком, которого и так нечем откармливать, так он еще болтается по военному объекту. И о людях, которые через этот аэродром самолеты перегоняют. Никакой политики. Никаких боевых действий. И, тем не менее, фильм о войне. Хороший фильм. Но не без недостатков.
Много любовных линий, которые едва начавшись, обрываются даже не получив развития.
Роль начальник аэродрома могла бы логичнее называться "красивый и благородный советский офицер". Что он делает в кадре, кроме как изображает лицом это самое благородство? Почти безэмоционально читает наизусть текст роли и делает два-три резких движения, не получающих в дальнейшем никакого логического развития не от бедности роли, а от низкого качества игры актера.
А вот роль военного коменданта этого аэродрома отыграна по максимуму. Маниакально-депрессивный тип, звереющий со стакана водки, со вкусом издевающийся над окружающими оказывается при более детальном рассмотрении кадровым офицером-летчиком, то есть элитой предвоенного советского общества, жертвой тяжелого ранения в начале войны и последовавших за этим сталинских репрессий "виновных в отступлении". Случайно выжившего при первых бомбежках аэродромов в приграничной полосе летчика загнали на Чукотку, где ему, сломанному, только остается, что пить и требовать отправки на фронт у приезжающего начальства, которое демонстративно проходит мимо. Он не может видеть ни эти самолеты, на которых ему больше никогда не летать, ни американцев, тянущих с открытием второго фронта, отделывающихся от него вежливыми улыбками, а от его Родины боевой техникой и тушенкой в то время, когда гибнут сотни тысяч советских людей.
Роль следователя НКВД была бы идеальна, кабы не избыточная интеллектуальность и лоск. Да, при Ягоде в НКВД были подобные следователи, не только знавшие слово "нонсенс", но и умевшие употреблять его к месту. После "ежовщины" и последовавшей затем чистки Берия аппарата от сотрудников Ежова таких сотрудников остаться не могло.
В целом, фильм стоит посмотреть, хотя он и несколько рыхловат, распадаясь на две части, не совпадающие по ритму и отчасти жанру событий.
PS: Вообще-то, если следовать букве истории, самолеты перегонялись с Аляски не американцами, а русскими.
После интеллигентных следователей Совдепии вечно менты будут слова произносить по-дебильному. У них, видишь ли, дОговор, возбУждено, пОртфель и т. д. Так же, как у газовиков и нефтяников в результате тупого подражательства косноязычным начальникам появилась дОбыча. Черномырдин очень любил произносить так. За Горбачёвым многие холуи стали говорить "мЫшление". Холуи утверждают безграмотность в своих структурах и выдают это за высший пилотаж. У них, мол, это специальные термины. Дебилы и есть дебилы, как в фильмах не придумывай замысловатые сюжеты.
Так далеко забрались, и до сих пор не зарегистрировались!? Вот те на! А ведь многие действия на сайте, в том числе и удовольствие комментировать чужие дневники, могут себе позволить лишь зарегистрированные пользователи! Вот так вот!