Вчера был на концерте Ди Ди Бриджуотер (Dee Dee Bridgewater).
Сказать, что это было великолепно - значит, ничего не сказать!
До вчерашнего вечера слышал только ее фамилию, но не ее песни - и теперь понимаю, как много упустил!
Ее джаз не был похож на тот джаз, что слушал раньше. Отличия и в том, что нет традиционного "большого" оркестра с кучей инструментов (ее группа состоит из 4 человек, играющих на аккордеоне, контрабасе, ударных и гитаре). И в том, что нет четкой, ритмичной, ПРИВЫЧНОЙ джазовой композиции. Музыканты только создают обрамление для ее потрясающего голоса. Иногда кроме ее голоса слышалось только низкое гудение контрабаса или легкий аккомпанемент, а порой - почти неуловимый шелест, ударных. Иногда - едва заметные ленивые гитарные переборы. А над всем этим царил ее ГОЛОС!
Голос изумительный, очень чистый, глубокий, чувственный. То стихающий до интимного шепота (интимный мелодичный шепот на французском вызывает массу положительных эмоций...))), то сотрясающий стены, но не утрачивающий ни капли своей чарующей красоты!
В зале была масса дипломатов (концерт организован при помощи французского посольства), другой весьма респектабельной публики. Но это совершенно не мешало почтенным людям (среди них - чуть ли не половина иностранцев) реветь от восторга, свистеть и кричать "Браво!", то есть вести себя как не в меру восторженные подростки на рок-концерте. :)
А приключившийся в середине концерта диалог певицы со слушателем, обратившемся к ней с просьбой спеть блюз неожиданно привел к самому потрясающему номеру - заключительному исполнению блюзовой композиции, когда голос ее развернулся во всей мощи и красе!
В общем, после полуторачасового концерта у меня вырвалась фраза: "Жаль, что сказка так быстро закончилась!"
Поет Ди Ди Бриджуотер не только джаз и блюз, но и соул и фанки (в дуэте с Рэем Чарльзом записала хит "Precious Thing"). Одно время играла на Бродвее в мюзикле "The Wiz". Спектакль получил премию "Tony", и певицу тут же пригласили участвовать в джазовом мюзикле, посвященном певице Билли Холидей, и еще одном шоу - с сопрано Юлией Михенес.
Бриджуотер сама спродюсировала и записала альбом памяти великой джазовой дивы, кумира всей ее жизни Эллы Фитцджеральд "Dear Ella" (1997). Альбом вошел в первую пятерку джазового рейтинга, и принес Бриджуотер две заслуженные премии "Grammy" - за лучший джазовый вокал и лучшую аранжировку вокала. Лучшим джазовым вокальным альбомом назвали диск "Dear Ella" и французы, вручив певице премию Victories de la Music.
Не сыпте соль на рану...
Забыли еще сказать, что у нее еще лицо и мимика очень выразительные. Полностью свободный в творчестве и жизни человек. Отсюда и результат.
Голос.
Нашел статью о вчерашнем концерте (из Газета.ру)! :)
По-моему, потрясающее описание! :)))
"Черная Венера наносит ответный удар!
В Москве выступила Ди Ди Бриджуотер, посвятившая концерт эротической джазовой певице Джозефин Бейкер.
Ди Ди Бриджуотер посвятила свой концерт в Доме музыки памяти Джозефин Бейкер. Но мы же знаем, кто такая Джозефин Бейкер! Это ведь благодаря ей, в частности, джаз долгое время ассоциировался не с благородными сединами, а с пороком, межрасовым брутальным сексом, распущенностью и веселой вседозволенностью.
Госпожа Бейкер в 1925 году в Париже придумала петь в кабаре одетой в бусы и перья, бегая по сцене и тряся этими самыми бусами и перьями. Ее звали Черная Венера, она выходила на сцену одетая в туфли на каблуках и пояс из бананов, при ней была обезьяна Чикита с бриллиантовым ошейником, которая любила прыгнуть в оркестровую яму и устроить там джаз с музыкантами. Эрнест Хэмингуэй назвал ее "самой удивительной женщиной, которую кто-либо когда-либо видел". К сожалению, она умерла, не дожив до семидесяти лет.
Но, во всяком случае, стало понятно, на кого ориентируется другая Черная Венера, тоже переехавшая из Штатов в Париж и тоже добившаяся там большой славы.
Одета, впрочем, госпожа Бриджуотер была по погоде: очень высокие шпильки, платье с декольте и лосины. Она пела джазовые песни на стихи великих французских поэтов вместе с аккордеонистом, гитаристом, барабанщиком-аргентинцем и, наверное, лучшим джазовым контрабасистом, который когда-либо выступал в Москве. Песни она предваряла разговорами, которые казались длиннее, потому что каждый она проговаривала по-английски и по-французски, так что каждая шутка становилась в два раза смешней.
Что же до песен...
Ди Ди Бриджуотер не приближается к французскому песенному стандарту, к декадентскому кафешантану, равно как и к джазовой импровизации ради импровизации. Она занимается тем, что певцы делают тысячи лет, передает голосом эмоции, и эти эмоции страсть, ужас разлуки и желание секса. Поет она грубо: рычит, кричит и подвывает с африканской страстью. Голос у нее слабеет, к сожалению, что слышно, когда она собственно поет. Но это прекрасно можно компенсировать обаянием, что она и делает. Во всяком случае, когда поет в стиле Джозефин Бейкер: на альбоме, посвященном памяти Эллы Фитцджеральд, который в 1998 году принес Бриджуотер две из ее многочисленных "Грэмми", она пела гораздо техничнее.
И она все время беседовала с залом. Она поведала публике, что любит красивых мужчин независимо от возраста, а красивый мужчина с гитарой может заставить ее сделать некрасивое лицо выражение безволия с отвисшей челюстью. Она передала публику двум мужчинам, невероятно сексуальным, чьи руки могут сделать с ней такое... речь шла, разумеется, о басисте Айре Колмане и гитаристе Патрике Манугяне, которые импровизировали вместе, пока певица чуть-чуть отдохнула.
Импровизировали они тоже весело.
Современная французская музыка не может существовать без магрибинского элемента, и вот бас-гитарист начинает выдавать нечто очень похожее на вступление к "Ya Rayeh" или какой-то другой франко-арабской классике. Ни один гитарист не может удержаться от того, чтобы хотя бы намекнуть на фламенко, и господин Манугян, высокий, тощий брюнет, выдал несколько соответствующих арпеджио.
Без рэпа не может обойтись современная французская музыка и вот уже барабанщик-аргентинец Минино Гарай и Ди Ди вместе читают по-французски и по-испански, устраивают нестрашную дуэль и вообще делают хип-хоп. Что, конечно, в исполнении пятидесятишестилетней джазовой певицы очень трогательно.
Ну и чем дальше, тем больше была понятна главная история этого концерта.
Госпожа Бриджуотер составила потрясающей красоты программу очень серьезную и, видимо, очень для нее важную. На всех уровнях причем: финансово это благотворительный концерт. Ди Ди Бриджуотер посол ООН по вопросам продовольствия и сельского хозяйства, а в Москве она по заданию фонда Samusocial Moskva, и на вырученные от ее концерта деньги купят два автомобиля для помощи бездомным детям. На уровне текстов она поет песни на стихи Жака Бреля, Шарля Трене и других поэтов, которые написали их специально для того, чтобы их пели, и это для нее тоже важно, это продолжение очень серьезной традиции, древнее которой только собственно пение.
И мы для нее тоже очень важны. Удивительнее всего, приятнее всего было наблюдать, как она возбуждается, разогревается, растанцовывается по мере того, как возбуждается и горячится публика в зале. Говорят, что все певцы эмпатические наркоманы, но не на всех после дозы так приятно смотреть.
А что до эротических танцев, рекомендаций девушкам никогда не давать мужчине то, что он хочет разу, сальных шуток о руках мсье Манугяна так ведь еще товарищ Ленин сказал: важнейшими из искусств для нас являются кино и цирк. О цирке многие забывают, а зря."
Могу только добавить: то, что "Поет она грубо: рычит, кричит и подвывает с африканской страстью. Голос у нее слабеет, к сожалению, что слышно, когда она собственно поет." - наглая ложь! :)))
Просто голос у нее богатейший, и меняется он от очень низкого, почти рычащего до звенящего! А то, что после потрясающих стены раскатов ее смягчившийся, мурлыкающий голос воспринимается слабее - совершенно не удивительно!
Так далеко забрались, и до сих пор не зарегистрировались!? Вот те на! А ведь многие действия на сайте, в том числе и удовольствие комментировать чужие дневники, могут себе позволить лишь зарегистрированные пользователи! Вот так вот!