Я еще в детстве читала "Песни южных славян" - где часто упоминаются вилии (или вилы, самовилы) - прекрасные девушки -русалки.
Сербы верили, что русалки бывают добрые и злые: иногда эти горные или водяные (водарицы) русалки выходили замуж за юнаков, но, как правило, такие браки не бывали долгими - русалка улетала к своим; иногда они становились посестримами- названными сестрами и помогали своим избранникам.
В песне "Самовила" Марко Королевичу помогает Гюргя -самовила, его посестрима; молодице на жатве помогают вилы, которые "первая брала колосья, а вторая сноп вязала, третья же дитя качала"; "Пастух Стоян и самодива" - Стоян забирает у купающейся русалки, вилы, ее волшебную одежду, прячет ее в сундуке, но через несколько лет родня Стояна просит сплясать ее "самовильский " танец, русалка отвечает, что может танцевать только в своей одежде; но "самовила взвилась вихрем, да из трубы -наружу, а там на крыше уселась, по самовильски свищет... и далеко улетела, где живут самовилы, где девичий источник, в нем она искупалась и девичество к ней вернулось".
В "Истории культуры русского народа " Терещенко А. В. я нашла достаточно полный перечень этих волшебных существ: у немцев это дунайские девы, у французов -ундины, у литовцев - вилии (от реки Вилии), вунданы, ондыны; у сербов - вилии. Пан Секула, сербский герой, разъезжая по горам, попал сначала в вертеп разбойников, потом в волчьи берлоги, потом на забавы вил. Секула схватил одну, сколько она не умоляла его отпустить ее, предсказывая ему славу, рождение сына-богатыря, поражение турок - он ее не отпускал, а пленил и продал дяде, грозе турок Иоанну Гунияду.
На Украине господствует поверье, что дети, умершие без крещения, превращаются в "мавок", спутников русалок, что злые духи мучают души этих младенцев, которые освобождаются от их власти только на зеленые святки. В течении 7 лет души их летают по воздуху и просят, чтобы их окрестили. Кто услышит тоскливый их голос, должен произнести: "Крещу тебя, Иван да Марья, во имя Отца, Сына и Святого Духа! " После этих слов души этих детей возносятся на небо.
Греческие "телонии "- дети, умершие без крещения; они выходят из преисподних жилищ и живут в утреннем тумане. В продолжение 40 дней после Воскресения Христова души телоний носятся над лугами в виде бабочек и других красивых ярких насекомых. Питаются цветочной пыльцой и нектаром.
Русалки до Троицына Дня живут в воде и выходят оттуда играть и резвиться. С Троицына дня до Петрова поста живут на земле. Любимые деревья - клен и дуб. С Клечальной недели аукают прохожих: ""Ходите к нам качаться!" Есть заговор, который отпугивает русалок, нужно при последних словах бросить пучок полыни и бежать, не оглядываясь.
Малороссийские поселенцы Саратовской губернии верят, что русалки утаскивают на дно тех, кто идет купаться на Троицу, не прочитав молитвы.
Если кто пойдет в лес без пучка полыни, обязательно погибнет, так как русалки его спросят: "Что у тебя в руках: чи полынь, чи петрушка?" Если ответит "полынь", то русалка побежит мимо, и скажет "Ховайся пид тын!" Если ответить "Петрушка!", русалка скажет, "Ах ты моя душка!" и защекочет до смерти.
В народных сказаниях сохранились некоторые загадки русалок, которые загадывают их первому попавшемуся парню или девушке :
Ой бежит, бежит красна дивчиночка,
А за нею та русалка,
Ты послушай мене, красна панночка,
Загадаю тоби три загадки:
Колы ты вгадаешь, до батька пущу,
А колы не вгадаешь, я до себе визьму!
Ой що росте, та без корня?
Ой, що бижить, та без поводу?
Ой, що росте безо всякого квиту?
*****
(Девушка не отгадала)
Камень росте без корня;
Вода бижить без поводу;
Папороть росте без всякого квиту...
Дивочка загадки не вгадала,
Русалочка ее залоскотала... (по Терещенко А. В.)
Так далеко забрались, и до сих пор не зарегистрировались!? Вот те на! А ведь многие действия на сайте, в том числе и удовольствие комментировать чужие дневники, могут себе позволить лишь зарегистрированные пользователи! Вот так вот!