На фото путь путешественника проделанный им.
Он отправился из Петропавловска-Камчатского вдоль границ СССР на велосипеде! Техника у Глеба была адекватна времени — обычный дорожный велосипед, никаких передач и шипованной резины. Никакого навигатора, фликера, бликера, локера и тому подобного.
Путешествие продолжалось почти три года и проходило в тяжелейших условиях — по пустыням и горам Средней Азии и по берегу Северного Ледовитого океана. 10 октября 1928 года Глеб Травин отплыл из Петропавловска-Камчатского на пароходе, 23 октября он прибыл во Владивосток, откуда и началась сухопутная часть его путешествия.
Владивосток — Хабаровск. Приблизительно — 760 км. Травин преодолел это расстояние за 14 дней. Дорога проходила нормально, в деревнях он пополнял запасы еды и воды. Главные неприятности затяжные подъёмы на горные перевалы. Ночуя в лесу, он закапывал продукты подальше от себя — запах провизии может привлечь медведя.
Хабаровск — станция Тихонькая (Биробиджан) — Александровск-на-Томи (Белогорск) — Чита. Приблизительно — 2100 км. Травин проехал за 69 дней. От Хабаровска он свернул на запад и поехал вдоль Транссибирской магистрали. В этих местах и сейчас, до сих пор водится немало опасных диких животных. Удивительно, но Глеба спасал велосипед, выглядящий слишком непонятно.
Чита — Верхнеудинск (Улан-Удэ) — Иркутск — Нижнеудинск — Канск — Красноярск— Ачинск — Щегловск (Кемерово) — Угра — Новосибирск. Приблизительная дистанция — 2900 км. Травин преодолел за 80 дней. Если не считать диких зверей и комаров, главная сложность состоит в том, что в первой части пути мало населённых пунктов, поэтому нужно или брать с собой приличный запас провизии, или, подобно нашему герою, овладевать искусством охоты. Когда Травин достиг Байкала, местный житель подсказал, что зимой удобнее всего ехать по льду озера.
Новосибирск — Барнаул — Рубцовск — Семипалатинск (Семей). Приблизительно — 700 км. Травин преодолел это расстояние за 14 дней.
Семипалатинск —Талды-Курган (Талдыкорган) — Алма-Ата (Алматы). Примерно — 1140 км. Это заняло 24 дня. По этим местам отваживаются ездить редкие путешественники. Пейзаж скучный и невыносимо однообразный, никого и ничего вокруг, только сильный ветер, гуляющий по бескрайним степям — он почти сдувает. Потом появляются горы со сложными перевалами, это окончательно изматывает уставших путешественников.
Алма-Ата — Фрунзе (Бишкек) — Аулие-Ата (Тараз) — Чимкент (Шымкент) — Ташкент. Приблизительная дистанция — 830 км. Травин преодолел расстояние за 9 дней.
Ташкент — Сталинабад (Душанбе) — Чарджуй (Туркменабад) — Ашхабад — Красноводск (Туркменбаши). Приблизительная дистанция — 2600 км. Травин преодолел расстояние за 65 дней. Этот отрезок пути Травина проходит по границе с Афганистаном, он небезопасен для путешественников. В те времена, когда Глеб Травин проезжал по этим краям, в Средней Азии было неспокойно — орудовали банды басмачей.
Баку — Тифлис (Тбилиси) — Владикавказ. Приблизительная дистанция — 650 км. Травин преодолел расстояние за 12 дней. В Красноводске Глеб сел на пароход и за три дня пересёк Каспий. Его путешествие продолжилось в Баку. Высокие горы, многочисленные перевалы, неспокойная криминальная обстановка (особенно в последней части) — всё это делает эти места не самыми приятными для велосипедистов.
На фото Травин в пути.
Владикавказ — станица Новопавловская (Новопавловск) — Пятигорск — Железноводск — Минеральные Воды — Станица Невинномысская (Невинномысск) — Ростов-на-Дону. Приблизительная дистанция — 750 км. Травин справился за 13 дней. Первая часть маршрута — неспокойный горный регион Северного Кавказа. Завершение пути — в степной местности. Тут ему стоило переживать и о личной безопасности, и о сохранности велосипеда, и о том, что местные жители не привыкли к такому формату путешествий, поэтому на дорогах между населёнными пунктами надо было быть очень осторожным.
Ялта — Севастополь — Симферополь — Мелитополь — Запорожье — Харьков. Приблизительная дистанция — 765 км. Травин преодолел расстояние за 15 дней.
В Ростове-на-Дону Травин сел на пароход и отправился по Азовскому и Черному морям в Ялту.
Первая часть велопохода — от Ялты через Севастополь в Джанкой — хороший небольшой веломаршрут протяженностью примерно 260 км. В этих местах многие велосипедисты катаются и сегодня. Здесь не надо было беспокоиться ни о еде, ни о ночлеге, ночевать можно хоть в палатке, хоть в комнате в частном секторе. Сначала дорога тянется вдоль берега моря. Это гористая местность, поэтому придётся потрудиться, регулярно преодолевая подъёмы. Потом маршрут поворачивает на север и идёт по ровной степной части полуострова через Бахчисарай и Симферополь. Дальнейший путь прошел по болотистым местам через Новоалексеевку, Мелитополь, Запорожье, Новомосковск — до Харькова. Этот участок был вполне проходим, набор высоты небольшой — встречаются холмы.
Харьков — Белгород — Курск — Орел — Тула — Москва. Приблизительно — 720 км. Травин проехал за 13 дней. Дорога несложная, горы хоть и встречаются, но они невысоки, преобладает равнина. В продуктах недостатка не было, всё можно купить по дороге. Травин вспоминал эту европейскую часть маршрута как приятную загородную прогулку и беспокоился, что в таких комфортных условиях потеряет форму.
Москва — Тверь — Вышний Волочёк — Валдай — Старая Русса — Псков. Примерно — 1000 км. Травин проехал за 19 дней. Первая часть маршрута — около 200 км от Москвы до Твери проста, дорога там хорошая. Местами, конечно, пришлось помесить грязь, проехаться по дорогам, покрытым песком или вымощенным булыжниками. За Вышним Волочком, в районе Валдая и Старой Руссы, между городами местность там болотистая и пустынная, дорог мало, деревень тоже, трудно было найти работающий магазин. Ближе к Пскову уже было полегче.
Псков — Ленинград (Санкт-Петербург). Ориентировочно — 290 км. Травин одолел за 6 дней. Прокатился через Гдов, Сланцы, Кингисепп вдоль берега Чудского озера — спокойно, красиво.
Ленинград — Петрозаводск — Медвежьегорск — Мурманск. Приблизительная дистанция — 1400 км. Травин преодолел расстояние за 24 дня. После Петрозаводска ситуация ухудшается, дорог становится меньше. Впрочем, некоторые отваживаются ездить и по этим влажным заболоченным местам. В Карелии много озёр. Травин потратил бы уйму времени, объезжая их. Помогла осенняя погода: велосипедист «летел» по первому ноябрьскому льду буквально напрямик. В Мурманске Травин, сел на пароход, чтобы добраться до Архангельска, так как пролив большую часть зимнего времени года покрыт дрейфующим льдом.
На фото Травин на корабле во время своего путешествия и во время
службы в Красной Армии.
Архангельск — Белощелье (Нарьян-Мар) — Югорский Шар — Диксон — Русское устье — Уэлен. В Архангельске начался самый трудный участок его легендарного путешествия. С 27 декабря 1929 года по 12 июля 1931 года он преодолел путь в 10 тысяч км вдоль Северного Ледовитого океана. С тех пор условия на побережье не слишком изменились. Морозы, бездорожье, местами снег был таким глубоким, что Глебу случалось вставать на лыжи и тащить за собой велосипед. Однажды рядом с местом ночёвки образовалась трещина, из неё выступила вода. К утру она замерзла, и путешественник проснулся закованным в ледяной скафандр. С трудом достав нож, он начал высвобождать себя. При помощи ножа удалось выбраться, но вещи были безнадежно испорчены — комбинезон превратился в лохмотья, насквозь прорвалась подошва сапог, которые и без того уже приходили в негодность. Почти сутки велосипедист без остановки мчался в поисках жилья. Когда, наконец, Травин ввалился в ненецкий чум, ноги были сильно обморожены. Опасаясь гангрены, он решил, что потемневшие и распухшие большие пальцы лучше ампутировать, и тут же отрезал их ножом. Глядя на это, ненцы решили, что перед ними не человек, а дух. Так по окрестностям распространилась весть — едет по тундре сам черт на железном олене. Сам питается древесным углем, а его оленю и вовсе не нужна пища.
От Печоры к Югорскому Шару путешественник решил ехать на велосипеде по замёрзшей воде: теперь по гладким ледовым полям ему удавалось преодолевать по 75 км в день. Полыньи приходилось переплывать. Для этого он прикрепил к раме велосипеда надувной баллон, а к заднему колесу — гребные лопасти.
Завершилось путешествие на мысе Дежнева. Добравшись в июле 1931 года до Уэллена, села на Чукотке, Травин поставил каменный знак «В память северного перехода» и оставил под камнями отслужившие свой срок велосипедные покрышки и принялся отправлять телеграммы — просил разрешения выехать за границу, чтобы продолжить путешествие — проехать по западному побережью обеих Америк, достичь Огненной Земли, переправиться в Африку, пересечь Сахару и Аравию, оттуда — в Индию и Китай, чтобы через Тибет и Монголию вернуться в Россию. Ответная телеграмма в выезде отказывала и предлагала с ближайшим судном вернуться в исходную точку своего путешествия. В августе на китобойном пароходе Травин вернулся на Камчатку.
Именем Глеба Травина - названы сотни вело-туристических клубов по всему свету, для многих он герой и кумир, но в советские времена его путешествие не было должно оценено и до наших дней дошло крайне мало фактов и объективной информации.
Никакого научного смысла в вояже романтика Травина не было, и потому многие критиковали велосипедиста: пока вся страна выполняет план первых пятилеток, здоровый сильный человек катается в своё удовольствие. Однако путешествие не было бесполезным. По пути Глеб останавливался в деревнях, читал лекции, вдохновляя заниматься спортом и изучать мир.
После путешествия Травину вручили вымпел и значок ГТО. Ещё много лет он продолжал тренировки и был полон сил, хотел участвовать в спартакиаде, ездить на велосипеде по планете. Но исследования «первооткрывателя» не оценили: за границу не выпустили, да и с работы надолго отлучаться тоже не разрешали. Умер легендарный велосипедист в родном Пскове в 1979 году. Сегодня велосипед, компас, паспорт-регистратор, фотографии и другие документы Травина хранятся в псковском музее-заповеднике.
На фото велосипед путешественника в музее.
Автор текста: Reyders
#Ключевые слова: персоны, подвиг, путешествия