Недавно катались мы на великах - я, Наташка, Андрюха, также известный, как Кано, и девушка его - Оля (если ошибся, прошу прощения).
Пошел дождь - спрятались мы под мостиком в парке... Дождик льет, а мы под мостиком, так уютно... Пиво пьем. И, короче, девушка Кано и говорит - мол, раз ты в музыке хорошо разбираешься, учился типо - вот скажи, есть ли голос у Димы Билана? Или нет его? :)
А у меня есть один недостаток - если я чувствую, что меня спрашивают какой-то животрепещущий (а это было видно :) вопрос, я не могу ответить просто, односложно - ведь ответить так, значит, соврать. И я пустился в длительное повествование...
===
Вообще, что такое голос? Что такое пение? У разных народов и разных культур были разные традиции издавания звуков. Представим себе какое-нибудь племя тумбу-юмбу... или что далеко ходить - йодль (иначе известный, как горловое пение)...
Есть ли у них голос? Или нет его? :)
Но так как мы - наследники классической традиции, обратимся туда. Были, значится, в Греции театры. Акустика там была потрясающая - чиркнешь спичкой, и слышно на всех далеких сидячих местах. Пели ли там, и как пели - это трудно сейчас сказать, на самом деле. Но, видимо, сила голоса, вернее, хорошо поставленный голос - был важен.
В эпоху возрождения решили, получается, возродить античный театр. Так появилась опера. Не все в первых операх было нам близко - например, традиция кастрировать мальчиков в юном возрасте (насколько я понимаю, кастрация в зрелом возрасте к изменению голоса, на самом деле, не приведет). Да и музыка... услышав ее сейчас, многим бы она показалась странноватой... Тем более, скорее всего, все исполнялось в т. н. натуральном строю.
Подойдем ближе к делу.. т. е. к телу. Замахнемся на нашего дорогого... МоцАрта. Вспомним... дона Джованни... или там, откупоря шампанского бутылку, переслушаем "Жентьбу Фигаро" :) Да, появилось такое слово - bel canto (красивое пение) - искусство оперного пения, такое, каким мы знаем его сейчас.
Что было в пении важно. Никаких микрофонов и усилителей звука, понятное дело, не было. Поэтому приходилось рассчитывать только на бель канто и на акустику театров.
Теперь тонкий момент - что такое искусство? И для чего оно? Ну и, в частности, пение? Утрировано и упрощая, можно сказать, что пением исполнитель должен передавать какие-то эмоции слушателю. Чтобы от красоты голоса завораживало дух (это можно сравнить с харизмой актера тетра и кино :) - актер может даже ничего не изображать, не играть, но его харизмы должно хватать на то, что когда он говорит - все остальные замолкали. Чтобы на него смотрели, им любовались...)
Кроме того, голосом (кроме того, чтобы попадать в нужные ноты - об этом речи не идет, это само собой разумеющееся) - нужно передавать оттенки эмоций, переживания героев, и т. д. Это все потребовало специальной техники постановки голоса, особой науки - при том, еще раз повторяю, что никаких усилителей голоса не было. Кроме врожденных вокальных данных, кроме генетической предрасположенности к пению, артист должен был учиться - как музыкальной грамоте, сольфеджио, и т. д. - так и используя специальные техники и упражнения. А некоторые упражнения, "распевку", и т. д. - нужно было использовать практически каждый день.
Теперь пропустим эпоху городских романсов, салонных посиделок, домашнего исполнения (а чем еще заняться дворянину в свободное от ничего не делания время, если не играешь в карты и не стреляешься?) - и перейдем к нашему времени.
Во-первых... системы усиления звука сделали свое дело - можно исполнять песни совсем другим голосом, нежели оперный. НО - также появилась возможность передавать эмоции и переживания другими изобразительными средствами - полустонами, похрипываниями, вздохами - всем тем, что в 18-19 веке в театре просто не прозвучало бы!
И голоса - конечно, это не оперные голоса. Не поставленные голоса. Но ведь у популярных исполнителей есть совершенно характерные тембры голоса - взять хотя бы ту же Бритни Спирс. Разумеется, это не бель канто. Но ведь этот голос создает требуемые (сексуальные) ощущения у сотен тысяч мужчин! Хоть и с усилением звука. Разве можно назвать это "плохим голосом", или не искусством?
Пойдем дальше. Кроме микрофонов, практически только в последнее десятилетие произошел еще один прорыв в технологии. Он связан с тем, что появились компьютерные программы и методы, позволяющие довольно легко "подтянуть" голос, если прозвучала "не совсем та нота". Реально! Берешь мышкой за планочку и передвигаешь вверх и вниз! Потрясающе! Я уже не говорю о разнообразных эффектах, "удержании" голоса длительное время, разных там "глюченьях" (как у Шер :), удвоениях-утроениях (как будто бэк-вокал помогает), и т. д.
Поэтому, если кого-то интересует, фальшиво ли поют современные поп-исполнители, с полной уверенностью скажу - НЕ ФАЛЬШИВО! Другое дело, не очень понятно - эта точность была изначально, или она - плод труда техников.
Для контраста послушайте ЗАПИСИ певцов 90-годов.. Ну, скажем, Ларису Черникову. Она поет фальшивато во много каких роликах (я уж не говорю про танцы и костюмы - найдите в Ютубе и поржите).
Сейчас скажу крамольную вещь - даже в Большом Театре зачастую поют фальшивато... или "между нот", "примерно"...
Теперь сделаем небольшое отступление.. и вспомним развитие науки. Раньше гениальные, эпохальные открытия могли совершать одиночки. В 20 же веке стало модным содержать научные коллективы, лаборатории - потому что только усилиями большого кол-ва людей, и вложением больших средств стало возможно что-то совершить.
Помните ранние программки и игры? Их вполне было по силам написать одному человеку... типа Билла Гейтса. Теперь, будь ты трижды Гейтсом - ты не напишешь в одиночку Mass Effect или там GTA. Нескольких жизней не хватит. Нужны и дизайнеры, и руководители, и актеры, и сценаристы, куча программистов, само собой... и куча кого еще!
Также и современная поп-культура... А конкретно - самое яркое ее выражение - музыкальные клипы. Это труд десятков, если не сотен людей! И от работы каждого зависит очень многое! Что мы имеем на выходе - это некое СИНТЕТИЧЕСКОЕ искусство, в котором голос, и даже музыка (текст, аранжировка, и т. д.) - не несут на себе 100% смысла. Огромную роль играет визуальный ряд, "картинка", режиссерская, операторская работа... Хореография опять же. Это безумно сложный процесс... и весь он направлен на одно - на то, чтобы у нас, у зрителей сложился некий целостный, и в то же время, влияющий на эмоциональном уровне, образ.
Именно поэтому, на самом деле, от самого исполнителя сейчас зависит не очень много. Исполнитель - это очень важный, но не уникальный персонаж. Из-за того, что продовольствия в странах "золотого миллиарда" сейчас достаточно, очень многие люди могут "начать петь". Это раз. Петь и танцевать на том уровне, чтобы это круто выглядело в клипах - довольно несложно, это могут с успехом и минимальными усилиями делать ДЕСЯТКИ ТЫСЯЧ ЛЮДЕЙ! Если не сотни тысяч.
Поэтому, самым важным человеком на данный момент является продюсер - тот товарищ, который сможет заставить всю вышеописанную машину крутиться. А отнюдь не исполнитель. Он довольно легко заменим.
"Кончай пургу разводить! Отвечай на вопрос - есть ли голос у Димы Билана, или нет"? - кричат "ниасиливающие" :)
Отвечаю - голос, у Билана, несомненно есть - но это другой голос, чем было модно в 18-19 веке.. или даже в середине 20-го.
Талантлив ли Дима, харизматичен? Ну... хотя, несмоненно, его очарование направленно именно на женскую половину обсчества - мне кажется, что да, несомненно талантлив и харизматичен.
То, что творит Билан - искусство? В связи с вышесказанным перефразируем - то, что создается командой, которая работает на Билана - да, в общем, думаю, это можно назвать искусством. Это может тронуть многих людей, повлиять на их эмоции.
Хотя, если взять современную попсу, меня намного больше цепляют последние песенки Ёлки, Полины Гагариной... и даже группы Серебро :)