"Бляхари". Типично постреволюционное украинское явление, связанно с интересной интерпретацией понятия "достоинства нации": "Тварь я дрожащая или право купить "аудюху" на евросвалке имею"? До 2014 года тема с ввозом авто на иностранной регистрации без уплаты обязательных платежей в бюджет была монополией западных регионов. Подержанную "бэху", купленную в Польше за $800, завозили как бы временно в Украину и катались себе гордые жители Тернополя, Львова и Мукачева.
"Фишка" в том, что за смешные деньги можно ездить на "иномарке". Есть, правда, и риски. Приходилось каждые пять дней мотаться через границу, чтобы получить подтверждение "временного пребывания на таможенной территории нации". После "евромайдана" процесс ввоза "блях" приобрел глобальные масштабы. Появилась схема с оформлением авто на иностранную фирму. В той же Польше есть житель Жешува (почти приграничный с Украиной город), на которого зарегистрировано свыше десяти тысяч "блях". География "бляхарей" расширялась как лесной пожар под присмотром мудрого Шкиряка. По официальным данным, в Украину ввезено почти полмиллиона "блях". По неофициальным под два миллиона. В Киеве бывают ситуации, когда на трассе не встретишь ни одну машину с номерами "АА". Только литовские "фольксвагены", польские "ауди" и даже какие-то "ниссаны" с грузинскими номерами.
Западные регионы Украины полностью утратили монополию на тему с "бляхами". Эпидемия покупок дешевых иностранных авто охватила всю нацию. Прямо "бляхарская лихорадка". Продажи у офицалов рухнули. В топ-рейтинге приобретений украинцев исключительно европейские подержанные "бренды".
Идея не платить денег за растаможку оказалась настолько привлекательной, что возникло настоящее политическое движение "бляхарей". У них своя идеология. Типа мы европейцы, получаем мало, но хотим хорошие машины, а государство нас заставляет платить неподъемные налоги. В какой-то момент правительство и полиция проморгали качественный рост "поголовья "бляхарей". Попытки парламента законодательно зачистить правовое поле от существования "серых таможенных схем" с авто столкнулись с организованными и массовыми протестами.
Все акции "бляхарей" проходят по одной и той же схеме: как только их пытаются трогать за "европейское вымя", тысячи авто на польских и литовских номерах приезжают в Киев и намертво блокируют центр. Могут спокойно сидеть несколько дней, поскольку в машинах можно переждать непогоду, перекусить, поспать. Настоящий передвижной цирк в формате "автомайдана". Пробки километровые, все пытаются объехать, "бляхари" прессингуют депутатов, троллят правительство. И, как правило, все заканчивается подписанием очередного "мирного соглашения": власть делает вид, что как бы ищет выход из ситуации, а "бляхари" продолжают спокойно посылать на х.. р полицию и фискальные органы. Они же "евросила".
С ними считаются. Когда в Киеве начался "михомайдан", то специальные эмиссары от власти вели переговоры с лидерами "бляхарей" по поводу сохранения их нейтралитета. Типа, не связывайтесь с Саакашвили, вот вам немного денег и гарантии спокойной жизни.
Этим летом премьер Гройсман объявил войну контрабанде. Ну, так он заявил. Стали осторожно прижимать "бляхарей", поскольку полицейские получили доступ к базе нерастаможенных авто и могли начать штрафовать за нарушение правил пребывания на территории Украины. Вот это и стало спусковым крючком и чем-то еще. Киев в очередной раз встал. Организаторы акции сообщают о десяти тысячах "блях", которые заблокировали центр. Ну, не знаю. Как по мне, так тысячи три-четыре. Но и это позволило полностью перекрыть все движение по улице Грушевского, где расположены Рады и Кабмин. Несколько тысяч "евровладельцев" скандируют под зданием правительства "Грой-с-ман", требуя выхода мощного хозяйственника к протестующим. Премьер благоразумно отсиживается в полицейском оцеплении. Страсти кипят.
Я, конечно, поддерживаю любой движ, но на "бляхарей" мне откровенно... Как-то я равнодушен. Да, пара миллионов воспользовались дырой в законодательстве, купили себе подержанные авто. Не скажу, что полный хлам. Видел я и относительно свежие "мерсы", "рендж-роверы", даже "ягуар". Явно владельцы не отдавали последнее, покупая себе такую машину. Как правило, "бляхари" покупают вполне приличные немецкие авто. Другое дело, что с огромным "дисконтом". Следствием хлынувшего в Украину потока "блях" стало появление на дорогах водителей с пониженной социальной ответственностью. Это, конечно, реально пи.. ц. Раньше грозой на дорогах Киева были авто серии "АН" (Донецк). Теперь их можно считать кроткими и культурными овечками. "Бляхари" вытворяют все, что угодно. Легко и непринужденно перестраиваются, паркуются на свежих газонах, весело подрезают и показывают различные жесты из окна. Не знаю, чем вызван подобный феномен...
Наверное, проявился какой-то социальный слой, который был лишен возможности приобретать машины и вдруг стал "элитой". Гипотеза так себе, но пока все объясняет. Прошелся среди бастующих "бляхарей". Процентов семьдесят просто эталонный образец жлоба. До сорока лет, с брюшком и в облегающих футболочках. Очень возбуждены. Еще бы: тут идет борьба за свои "кровные". За "бляшечку", которая стала путевкой в мир высокой моды, дорогих гамбургеров и дизайнерских кетайских джинсов.
Акция бессрочная, поэтому пробки будут сохраняться неопределенное время. Интересно наблюдать за действиями правительства и парламента. С одной стороны, в центре европейской столицы собрались практически легальные контрабандисты, борющиеся за свои права. Послушать их лидеров, так просто слезы на глазах: последнее отдают на бензин, на лысой резине ездят, запчасти дорогие, а тут режим еще и отобрать "бляху" хочет. С другой скоро выборы. "Бляхарей", если учитывать членов их семей, уже под три миллиона. Может и больше. Если их прижать, то они точно Киев разнесут. Тут не абстрактные европейские ценности и членство в НАТО, а конкретная "ауди". Понимать надо...
Александр Зубченко (с)