В берлинском Театре имени Максима Горького проходит представление с простым и понятным названием: "Бандера". Это мероприятие четвёртое в цикле художественного политпросвещения "Мифы реальности", заказанного и оплаченного властями Берлина. Предыдущие три были посвящены отнюдь не близким Степану Андреевичу личностям или явлениям: польскому тандему Качиньских, средневековым иранским сказаниям и вождю гуннов Аттиле.
В этот раз на сцене славянский триумвират: солист группы RotFront харьковчанин Юрий Гуржи, русскоязычная киноактриса, уроженка Кишинёва Марина Френк, а также серб музыкант и диджей Урош Петкович. Само представление четырёхъязычное: на зрителя льётся попеременно украинская, русская, немецкая и английская речь как проза, так и стихи-песни. Юрий и Марина рассказывают и поют об украинском национализме, но не воспевают его.
Удачно выбран стиль действа: "хипхопера", то есть обращение к рэпу. Оуновцы сами охотно сравнивали западных украинцев 19201930-х годов с чернокожим населением США. И в текстах представления сквозит мысль о том, что национализм идеология угнетённых, а действия праворадикалов Восточной Галиции и Волыни в какой-то степени стали ответом на дискриминационные меры польских властей. Последние, помимо прочего, не давали украинцам никакой автономии, даже псевдогосударственности вроде УССР.
Из биографии лидера ОУН музыканты выделили то, что он потерял мать в тринадцать лет. Нередко личная утрата ведёт к ожесточению человека, а нехватка любви в подростковом периоде может перерасти в стремление к самоутверждению в обществе, к власти.
Зал полон, молодая публика в основном немцы благодарно аплодирует. История Степана Бандеры в шоу преподнесена довольно взвешенно. Артистам удалось не впасть как в путинское очернительство, так и в елейный лубок. Сквозь всю хипхоперу проходит вопрос: "Степан Бандера чудовище или герой?" Рассказывается об участии будущего лидера ОУН в убийстве главы польского МВД Бронислава Перацкого, о еврейских погромах лета 1941 года, в которых были замешаны бандеровцы. Речь идёт не только о личности вождя, но и обо всём движении, поэтому некоторым упущением выглядит то, что ни слова не сказано об антипольской этнической чистке, проведённой УПА. Жертвами этой резни в 19431944 годах стало до ста тысяч человек. Впрочем, у самого Бандеры было алиби тогда он сидел в одном из бараков Заксенхаузена.
Тяжёлую тему авторскому коллективу удалось сделать довольно легкой для восприятия и даже внести нотку юмора, пускай и черноватого. Teppich im KZ "Ковёр в концлагере" так называется песня Марины Френк о периоде 19421944 годов в жизни вождя ОУН. Бандера содержался отдельно от основной массы узников в одиночке в той части Заксенхаузена, где коротали дни высокопоставленные политзаключённые. Часть из них после войны не просто вернулись к нормальной жизни, но и вошли в правящий слой Европы. Даже у ужаса есть оттенки.
Что касается присутствия на сцене Марины, то образ хрупкой молодой женщины в огромных боксёрских перчатках, вероятно, символизирует боевитость националистов, никак не соразмерную их силам. В 19441949 годах даже правые украинские политики критиковали бандеровцев за то, что ОУН гнала молодежь на пулемёты НКВД.
"Бандера" заставляет вспомнить и оперу "Иисус Христос суперзвезда", и песню "Антихрист мегазвезда" Константина Кинчева. Начинается и заканчивается представление одними и теми же видеокадрами под барабанную дробь: в Киеве маршируют нынешние апологеты Бандеры, у многих лица скрыты масками, а в руках пылающие факела. Огнём пользовался не только Прометей...