"Мы не должны допустить, чтобы людей сажали за бодипозитивные рисунки и секс-просвещение", говорит Дарья Апахончич, одна из координаторов петербургского проекта "Ребра Евы" и организатор вечера в поддержку ЛГБТ-активистки из Комсомольска-на-Амуре Юлии Цветковой. На Юлию завели два дела: пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений и распространение порнографии. Причиной послужили бодипозитивные рисунки, которые девушка выкладывала в своей группе во "ВКонтакте", и создание бодипозитивного проекта "Женщина не кукла".
Выставка в поддержку Цветковой "У живых женщин есть тело" прошла в Москве и Петербурге. Организаторы хотят, чтобы об истории активистки узнало как можно больше людей, чтобы они увидели ее работы и начали диалог о женской сексуальности и телесности.
Название выставки отсылает к бодипозитивным просветительским работам Цветковой, в которых она часто изображала женские половые органы. "Мы хотим собрать большой массив работ о женской телесности и ее стигматизации, а также показать обществу наши вульвы. Ведь именно за них оно нас так часто стыдит", рассказывает Дарья Апахончич.
В петербургской части проекта участвовали арт-группа "Наденька", американская художница Николь Гарно, активистка Наталья Рыбалко и сама Дарья Апахончич. "Мы бы хотели, чтобы история зазвучала, и кроме выставки нам удалось организовать пикетную очередь и перформанс, но в России уличные мероприятия могут стать опасными для участников", добавляет координатор "Ребер Евы".
Дарья говорит, что история с уголовным преследованием Цветковой важный прецедент. В конце октября Юлию вызвали в полицию. Ей задавали вопросы по поводу группы, которую она вела во "ВКонтакте" "Монологи Вагины", уточняли, что имелось в виду под конкретными постами и как это связано с пропагандой феминизма и порнографии. В конце ноября к активисте пришли с обыском, а через несколько дней задержали. Сейчас Цветкова находится под домашним арестом.
"Эта история дикая даже для России. У нас еще не было таких случаев, чтобы кого-то судили за феминистское или бодипозитивное искусство, а также за половое просвещение. Даже представить себе сложно: в 21-м веке мы всерьез рассуждаем о том, допустима ли публикация картинок вульвы в паблике с пометкой "18 плюс", говорит Апахончич.
Она считает, что замалчивание тем, связанных с женской сексуальностью и женским телом, приводит к насилию. Девочки не знают, как устроены их половые органы и как они называются, поэтому даже рассказать о том, что с ними произошло, не могут.
С тем, что в России необходимо секс-просвещение, согласна американская художница Николь Гарно, которая принимает участие в выставке. "Я встречалась с Юлией несколько раз на фестивале в "Ребрах Евы". Она уже тогда рассказывала, что на нее оказывается давление, но я представить не могла, что это закончится уголовным делом", говорит активистка.
Цветкова создавала серьезные работы о половом просвещении, о принятии женщинами своего тела. В России об этом до сих пор мало говорят, а она очень хорошо подбирала формат для аудитории разных возрастов, считает Николь Гарно. Например, Юлия ставила спектакль для детей "Голубые и розовые", в котором через цвета рассказывала о гендерных стереотипах. Идея постановки сводилась к тому, что все люди разные, и эти различия не могут быть определены гендером. Однако полиция заподозрила спектакль в "пропаганде однополых отношений".
"Я не знаю, поможет ли выставка прекратить уголовное преследование Юлии, но надеюсь, что так власти поймут: людям не все равно", говорит Гарно. На выставке в Петербурге была представлена ее мандала удовольствий. Она появилась во время дискуссии об оргазме и сексуальности дома у художницы.
В Москве Гарно организует перформанс, посвященный женскому телу, сексуальности и страданиям. "Мне бы хотелось понять, как наше тело чувствует боль и как мы эту боль скрываем", добавляет художница.
На выставке были представлены и работы самой Цветковой. Николь Гарно сожалеет о том, что Цветкову поддерживают не так активно, как других людей, подвергшихся уголовному преследованию по политическим причинам. "Мужчина-политзаключенный, голос и совесть поколения это знакомый всем архетип. Женщина же такой поддержки не получает, потому что не ассоциируется с человеком, который может получить власть. Однако мы хотим, чтобы история Юлии стала исключением", говорит Апахончич.