Ректор МГУ имени М. В. Ломоносова, президент Российского союза ректоров Виктор Садовничий назвал ошибкой переход на Болонскую систему высшего образования и предложил вернуться к пятилетнему обучению. Об этом он заявил выступая на III Конгрессе "Инновационная практика: наука плюс бизнес" в среду, 7 декабря,
"Не удержусь и еще раз скажу. Я считаю допущенной нами ошибкой переход на четырехлетнее образование в высшей школе", - сказал Садовничий.
Он добавил, что Европа "сделала свое дело" - унифицировала профессиональные стандарты и построила соответствующим образом образование. "К сожалению, мы перенесли это четырехлетнее образование, сейчас оно уже в некоторых случаях и трехлетнее, на нашу высшую школу", - отметил Садовничий, его слова приводит ТАСС.
Ректор МГУ указал, что в ходе такого обучения предмет изучения становится очень общим.
"Сейчас идут всякие стандарты три +, три ++, которые теряют в своем основном направлении предмет изучения, становятся слишком общими", - сказал он.
Я считаю, что мы должны учить пять лет, шесть лет, как сделали ведущие западные университеты", - подчеркнул Садовничий.
Переход на Болонскую систему в России произошел в 2009 году. Новым законом были установлены уровни высшего профессионального образования. Первые 34 года в ВУЗах присваивают степень бакалавра, еще 12 года посвящены подготовке специалиста или магистра. Таким образом, отечественная система высшего образования формально присоединилась к Болонскому процессу, обязанному своим названием декларации, ставшей основой процесса унификации образования в Европе, подписанной в итальянской Болонье в июне 1999 года.
"Введение четырёхлетнего бакалавриата вместо пяти лет традиционного обучения превращает высшую школу в нечто весьма напоминающее ПТУ, приземляет её, и если для институтов эта практика очень плоха, то для университетов - катастрофична, университет уничтожается как общественное и цивилизационное явление", - заявляет кандидат исторических наук, социолог Андрей Фурсов.
"Болонская система не только способствует ухудшению качества образования, не только оттирает профессионалов дела на второй план, ухудшая их позицию по сравнению с начётчиками и очковтирателями, но и меняет в высшей школе соотношение преподавателя и чиновника в пользу последнего", - указывает ученый.
"У нас принято критиковать ЕГЭ - как квинтэссенцию и одновременно зловещий символ разрушительных нововведений в системе нашего образования. На самом деле есть штука и посильней ЕГЭ - в смысле разрушительности. Это разделение высшего образования на бакалавриат и магистратуру. Такое разделение предписывается Болонской системой, к которой мы из суеты присоединились, и не могли против этого слова молвить", - заявляет лингвист, предприниматель Татьяна Воеводина.
"У нас, в стране мирового гротеска, и англо-саксонская система приобретает гротескный вид. Вузовский курс, который издавна был построен как дедуктивный (от теории к практике) просто режут надвое. Бакалавр не получает никаких практических навыков и выпускается фактически человеком без профессии", - отмечает она.
P. S. В последнее время на западе все чаще стали появляться статьи о том, что тесты не отражают реальных знаний учеников и студентов и что оценки для выпуска после коронавируса будут ставить на основании... средних оценок в течение года, что, по мнению преподавательского состава, больше отражает уровень знаний учеников.