Белорусские протесты стали испытанием не только для политической, но и для экономической стабильности страны. Массовые забастовки, угроза международных санкций, да еще и давление пандемии - сохранит ли страна с внешним долгом в почти 29% от ВВП свою платежеспособность? Россия на протяжении многих лет остается основным торговым партнером и кредитором Беларуси. Однако в текущей ситуации ждать своевременного погашения российского долга в почти $8 млрд от Беларуси, похоже, не придется.
До пандемии белорусская экономика, под данным МВФ, росла в среднем на 1, 1%, и по итогам 2019 года Белстат без сюрпризов сообщил об увеличении ВВП на 1, 2%. В 2020-ом в планы вмешалась пандемия. Несмотря на отказ президента Александра Лукашенко вводить карантинные меры, вовлеченность в глобальную экономику ударила и по Беларуси. В первом полугодии 2020 года, согласно Белстату, ВВП страны упал на 1, 7% вместо ожидаемого прироста на 1, 6%. Прогноз по росту ВВП в 2020-ом году составлял 2, 8%, но уже сейчас рейтинговое агентство SP500 обещает Беларуси падение в 4%.
Зато растет внешний государственный долг страны. По данным Минфина Беларуси, на 1 июля 2020 года он составил $18 млрд, увеличившись с начала года на 5, 3%. Из этих $18 млрд почти $8 млрд Беларусь должна России - с 2012 года эта сумма выросла почти вдвое. Как ранее сообщал президент Лукашенко, Беларусь выплачивает России по долгу около $1 млрд в год. Напряжение между соседями в последние годы усиливалось: в прошлом году Россия отказалась рефинансировать белорусский долг, и Беларусь обратилась для этого к Китаю. Кроме того, российско-белорусские отношения осложнились из-за поставок нефти. Около 35% в структуре экспорта Беларуси занимает торговля нефтепродуктами, которые производятся, в основном, из российского сырья. Однако Беларусь вскоре не сможет покупать нефть по внутрироссийским ценам из-за реформы налогообложения нефтяных компаний в России, а это поставит под угрозу один из важнейших источников дохода страны.
Россия оказалась в непростой ситуации. Можно, конечно, забыть старые обиды и поддержать соседа, но тогда "по-дружески" придется помогать Беларуси с рефинансированием не только российского долга, но и долга в адрес других стран в размере $10 млрд. Уже сейчас SP предупреждает Беларусь о риске западных санкций, а это означает закрытие для страны международного долгового рынка. Впрочем, из-за общего ухудшения экономической ситуации, даже если политическая обстановка в Беларуси стабилизируется, ее способность расплатиться с долгами перед Россией останется под большим вопросом.