"В России есть добрая традиция - называть предметы "по первопроходцу" на рынке. Например, подгузники называют "Памперсы", поскольку фирма "Памперс" первая пришла на российский рынок. А копии документов - "ксероксом", просто потому, что "Ксерокс" продал первые копировальные машины. Это, конечно, немного смешно, но создаёт проблемы только прямым конкурентам "первопроходцев", которым сложнее получить свою долю рынка.
И если после первого абзаца кто-то подумал, что это пост о Макдональдсе - то отнюдь. Это пост о либерализме.
В Россию конца двадцатого века либерализм пришёл странным образом, в ассоциации с плохо продуманными (я не обсуждаю их необходимость - только качество исполнения и последствия для окружающих) экономическими реформами, в связке с разложением всех социальных основ общества. В Россию двадцать первого века либерализм продолжал проникать в основном через телевизор - в мишуре гей парадов, борьбы за права меньшинств, metoo и прочих современных трендов. Итогом стало то, что именно все вышеперечисленное и стало значением слова "либерализм" для большинства населения. Так сказать, по имени первых, открывших рынок...
Что ж, война предоставила прекрасный (абсолютно ужасный) повод вспомнить, о чем же либерализм на самом деле. Он о ценности каждой человеческой жизни, о превосходстве личного права на жизнь, свободу, безопасность над "общественным благом". Конечно, и борьба за права меньшинств - важная часть либеральной повестки, но лишь тогда, когда предыдущие поколения решили проблемы борьбы за право на жизнь, право на свободу, право на правосудие и прочие фундаментальные права.
Возможно, отстраивая Россию, нам придется сделать "ребрендинг" понятия либерализма, или вообще придумать другое слово для обозначения аналогичных смыслов в России. Но представляется очевидным, что, не внушив большинству населения, что право на жизнь (их, их детей, их любимого соседа, их нелюбимого соседа) - это базовая ценность, а не собственность государств и власть имущих, ничего нового и стоящего построить не удастся."
Мне кажется этот человек знает об чем говорит.