ОСК (Объединенная судостроительная корпорация) строит 59 грузовых кораблей. В 2020 г. она поставила 17 судов, в 2021 г. 16, но в прошлом всего четыре, потому что из Германии перестали приходить винторулевые колонки.
Локализовать их производство пытались еще до войны.
Производить их стало совместное предприятие "Роснефти" и General Electric для крупнотоннажных судов, выпускаемых судостроительным комплексом "Звезда". Но 8 марта 2022 г. General Electric объявила о приостановке своей деятельности в России.
Портфель заказов "Звезды", главным клиентом которого является "Роснефть" (ей нужны танкеры, газовозы, в том числе ледового класса), включает более 50 судов. Значительная часть компонентов для них была запасена до введения санкций, но вот устанавливали их с помощью корейских партнеров, а те перестали работать с Россией, говорят люди, знакомые с ситуацией.
Кроме того, по словам менеджера "Звезды", производство на верфи в Большом Камне (Приморский край) идет с перебоями из-за отсутствия импортных двигателей. Чтобы начать выпускать некоторые из необходимых компонентов в России, понадобится несколько лет, говорит он.
Министр промышленности и торговли Денис Мантуров в феврале этого года поручил чиновникам и ОСК проработать вопрос создания госпрограммы поддержки двигателестроения. В России нет двигателей для крупнотоннажных судов, а потребность составляет десятки в год, заявила тогда ОСК. Их разработка может стоить более 100 млрд руб. и занять 10 лет. Мантуров пообещал 110 млрд руб. до 2025 г.
Вопрос, где взять эти деньги.
Проблемы судостроителей нашли отражение в отчете Дальневосточного управления Банка России:
"Крупный судостроительный завод пока задерживает достройку судов из-за отсутствия аналогов оборудования в России, а также необходимости согласования с заказчиком возможности использования аналогов комплектующих из других стран"