Немного Википедии для прояснения значения этих слов.
Интеллигенция:
... в изначальном смысле, указывает на широкий спектр мыслительной деятельности, использовалось в латинском языке;
в социальном значении, используется в отношении общественной группы людей, обладающей критическим способом мышления, высокой степенью социально-психологической рефлексии, способностью к систематизации знаний и опыта.
Функциональное значение понятия "интеллигенция"
Производится от латинского глагола intellego, который имеет следующие значения: "ощущать, воспринимать, подмечать, замечать; познавать, узнавать; мыслить; знать толк, разбираться".
Непосредственно латинское слово intellegentia включает в себя ряд психологических понятий: "понимание, рассудок, познавательная сила, способность восприятия; понятие, представление, идея; восприятие, чувственное познание; умение, искусство".
Фома Аквинский использует слово "интеллигенция" (intelligentia) в Сумме теологии (Ч1., в. 79, р. 10), однако он понимает под этим термином "познавательный акт ума". При этом Фома отвечает, что в переводах с арабского интеллигенциями нередко называют ангелов, поскольку "такие субстанции всегда актуально мыслят".
Как видно из выше изложенного, изначальный смысл понятия - функциональный. Речь идёт о деятельности сознания.
Употребляемое в таком значении, слово встречается уже в XIX веке, например, в письме Н. П. Огарёва к Грановскому в 1850 году: "Какой-то субъект с гигантской интеллигенцией..."
В этом же значении можно прочесть об использовании слова в масонских кругах. В книге "Проблема авторства и теория стилей" В. В. Виноградов отмечает, что слово интеллигенция относится к числу слов, употреблявшихся в языке масонской литературы второй половины XVIII века:
... часто встречается в рукописном наследии масона Шварца слово интеллигенция. Им обозначается здесь высшее состояние человека как умного существа, свободного от всякой грубой, телесной материи, бессмертного и неощутительно могущего влиять и действовать на все вещи. Позднее этим словом в общем значении - "разумность, высшее сознание" - воспользовался А. Галич в своей идеалистической философской концепции. Слово интеллигенция в этом значении употреблялось В. Ф. Одоевским.
Социальное значение понятия "интеллигенция"
Единого мнения о первом употреблении понятия в социальном значении не существует. Так, литературовед П. Н. Сакулин полагает, что термин "интеллигенция" был широко распространен в философской литературе Западной Европы уже в первой половине XIX века. Вместе с тем известна дневниковая запись В. А. Жуковского от 2 февраля 1836 года:
"Кареты, все исполненные лучшим петербургским дворянством, тем, которое у нас представляет всю русскую европейскую интеллигенцию".
Однако нельзя однозначно утверждать, что в данном случае речь идёт о социальном значении слова.
Известно, что в отношении группы лиц слово "интеллигенция" (нем. Intelligenz) 46 раз фиксируется у К. Маркса в статьях "О сословных комиссиях в Пруссии" при указании соотношения "между представительством интеллигенции и сословным представительством земельной собственности в ландтаге" (1842 год).
В Российской империи слово "интеллигенция" встречается также в дневнике министра иностранных дел П. А. Валуева, опубликованном в 1865 году: "Управление по-прежнему будет состоять из элементов интеллигенции без различий сословий".
В новом значении слово "интеллигенция" встречается в словарях и энциклопедиях XIX века. Об этом пишет Б. А. Успенский в своей работе "Русская интеллигенция как специфический феномен русской культуры":
Социальное значение данного слова впервые фиксируется в энциклопедиях - сначала в польских (Всеоб. энцикл. VII : 145 [1874 г.]), затем в русских (Березин П/2: с. 427-428 (1877 г.]); см.: Вуйцик 1962: 22, 24.
Слово употребляется во втором издании словаря В. Даля, как "разумная, образованная, умственно развитая часть жителей".
Журналист второй половины XIX века П. Боборыкин объявил себя первым, кто применил слово "интеллигенция" в социальном значении и утверждал, что заимствовал этот термин из немецкой культуры, где это слово использовалось для обозначения того слоя общества, представители которого занимаются интеллектуальной деятельностью. Объявляя себя "крестным отцом" нового понятия, Боборыкин настаивал на особом смысле, вложенном им в этот термин: он определял интеллигенцию как лиц "высокой умственной и этической культуры", а не как "работников умственного труда". По его мнению, интеллигенция в России - это чисто русский морально-этический феномен. К интеллигенции в этом понимании относятся люди разных профессиональных групп, принадлежащие к разным политическим движениям, но имеющие общую духовно-нравственную основу. Именно с этим особым смыслом слово "интеллигенция" вернулось затем обратно на Запад, где стало считаться специфически русским (англ. intelligentsia).
Кандидат исторических наук Т. В. Кисельникова отмечает, что разделяет следующий взгляд Е. Элбакян об интеллигенции, изложенный ей в статье "Между молотом и наковальней (Российская интеллигенция в ушедшем столетии)"
Интеллигенция - социальная группа, которая занимается умственным трудом, отличается высоким образовательным уровнем и творческим характером своей деятельности, проявляющимся в привнесении личностно-индивидуального начала в эту деятельность, производит, сохраняет и несёт в другие социальные группы общечеловеческие ценности и достижения мировой культуры, обладает специфическими психологическими чертами и позитивными нравственно-этическими качествами. Последнее можно назвать интеллигентностью.
***
Либерализм:
Либерали#769; зм (от лат. liberalis "свободный") - философское и общественно-политическое течение, провозглашающее непоколебимость прав и свобод человека.
Либерализм провозглашает права и свободу каждого человека высшей ценностью и устанавливает их основой общественного и экономического порядка. Либерализм - стремление к свободе человеческого духа от стеснений, налагаемых религией, традицией, государством и т. д., и к общественным реформам, имеющим целью свободу личности и общества. При этом возможности государства и церкви влиять на жизнь общества ограничиваются конституцией. Важнейшими составляющими в современном либерализме признаются свобода слова (свобода публичного высказывания), свобода совести (отделение религии от государства, светское государство и общество), право на легальное участие в политической борьбе. В экономическом отношении принципами либерализма являются неприкосновенность частной собственности, свобода торговли и предпринимательства. В юридическом отношении принципами либерализма являются верховенство закона над волей правителей и равенство всех граждан перед законом вне зависимости от их богатства, социального положения.
Основы либерализма
Свобода, ведущая народ, Эжен Делакруа, 1830, Лувр
Либерализм зародился во многом как реакция на злоупотребления властью абсолютными монархами и иерархами Католической церкви. Либерализм отверг многие положения, бывшие основой предшествующих теорий государства, такие как божественное право монархов на власть и роль религии как единственного источника истины. Вместо этого либерализм предложил следующее[8]:
обеспечение данных от природы естественных прав (включая право на жизнь, на личную свободу, на собственность). Интеллектуальная собственность есть подмножество частной собственности, если она не является общечеловеческим общественным достоянием, и если это не противоречит свободе слова (некоторые либертарианцы отвергают концепцию интеллектуальной собственности как форму монополизации свободного рынка);
гарантии гражданских и политических прав и свобод;
установление равенства всех граждан перед законом;
установление свободной рыночной экономики;
обеспечение ответственности правительства и прозрачности государственной власти.
Самые первые идеологи либерализма, также были полноценными сторонниками конституционной монархии, взамен её полной отмены (за полную отмену монархии в большей степени ратовали именно представители более радикального на тот момент времени социального либерализма).
Функция государственной власти при этом сводится к минимуму, необходимому для обеспечения этих принципов. Современный либерализм также отдаёт предпочтение открытому обществу, основанном на плюрализме и демократическом управлении государством, при условии неукоснительного соблюдения прав меньшинств и отдельных граждан.
Некоторые современные течения либерализма более терпимы к государственному регулированию свободных рынков ради обеспечения равенства возможностей добиться успеха, всеобщего образования и уменьшения разницы в доходах населения. Сторонники таких взглядов полагают, что политическая система должна содержать элементы социального государства, включая государственное пособие по безработице, приюты для бездомных, бесплатное здравоохранение и образование. Всё это не противоречит идеям либерализма[источник не указан 2919 дней].
Согласно либерализму, государственная власть существует только для работы во благо граждан, и политическое руководство государством может осуществляться только на основе общественного консенсуса. В настоящее время наиболее соответствующей либеральным принципам политической системой является либеральная демократия.
Большую часть принципов либерализма принято описывать цитатой "Свобода одного человека кончается там, где начинается свобода другого".
***
Ну и вопросец в заглавии темы.
На какие такие ценности и скрепы они посягают? Чем так обижают скрепоносцев и турбопатриотов?