фантазировать про хвосты. Это тоже сослагательное наклонение)
Вот есть такая интересная публикация "На пути к единой социалистической партии (письмо-завещание 14 российских социалистов, 1952 г.)". Его написали еще живые на тот момент эмигранты эсэры и социал-демократы. Из него можно понять, что в 20е годы уехали люди гораздо более адекватные, чем большевики)
Цитата оттуда:
---
Теперь уже не может быть сомнения в том, что "социализм" без свободы означает худший вид рабства и бесчеловечного варварства. Теперь уже потеряли смысл все старые споры о взаимоотношении между социализмом и демократией. Демократия для нас является неотъемлемой частью самого социализма, она входит в самое определение социализма. Как говорил Вандервельде: "Социализм будет социализмом свободных людей или его вовсе не будет". В отличие, от того, что многие думали в 20-х и 30-х годах, социалисты всего мира теперь уже знают, что нет "различных путей к социализму". Ибо не человек для социализма, а социализм для человека, - для того, чтобы обеспечить максимальное количество материальных и духовных благ максимальному количеству людей на основе максимального равенства и свободы. Непрерывный подъём жизненного уровня народных масс, всестороннее свободное развитие личности, забота о человеке, а не об абстрактном государстве, конкретно принимающем облик партийно-бюрократического аппарата, - этого всепоглощающего и всеподавляющего Молоха, вот цель социализма, каким его понимает мировое социалистическое движение, демократическое, гуманитарное, эволюционное, стремящееся не господствовать над своими народами, а служить им.
Российское социалистическое движение дольше всех других социалистических партий Европы оставалось догматическим, объявляя для каждого члена партии обязательным принятие данной философско-исторической концепции. В Западной Европе от этого уже давно отказались. Если в 90-ых годах германская С. Д. партия была построена на строгой марксистской концепции так наз. "Эрфуртской программы", то в начале ХХ века в партии уже на равных правах состояли и ортодоксы, и ревизионисты-бернштейнианцы, и даже сторонники этического и христианского социализма. Во Франции партия, после объединения гедистов и жоресистов в 1905 г., перестала быть мировоззренческой в узком смысле слова, и в ней принимали участие и играли крупную роль марксисты и немарксисты. А в Англии Рабочая партия с самого начала не была связана никакой обязательной доктриной, марксисты в ней всегда были небольшим меньшинством, а, наоборот, сторонники этического и религиозного социализма играли в ней очень видную роль.
В России, где компартия в течение десятилетий является фактической монопольной носительницей власти и притязает на безраздельное господство и над всей духовной жизнью страны, послебольшевистская демократия будет резко отталкиваться и от "монистической" партфилософии, не допускающей никаких "уклонов", и от железной дисциплины "монолита". Единая социалистическая партия в послебольшевистской России будет широкой, терпимой, гуманитарной и свободолюбивой. Готовить почву для создания такой партии является общей задачей всех, кто сохраняет верность знамени демократического социализма (с)
---