На статью в МК. 2915 год.
"В единообразном российском школьном учебнике по истории есть одно удивительное сходство с многообразными немецкими школьными учебниками. Сходство это в отсутствии темы, которая могла бы называться "Социально-экономическое развитие нацистской Германии".
Про историю Германии тех лет немецкие школьники обязаны знать пять дат: приход Гитлера к власти, "хрустальная ночь", начало войны, покушение на Гитлера, безоговорочная капитуляция. И понимать значение пяти терминов: антисемитизм, расовая теория, холокост, политика завоевания жизненного пространства, концентрационный лагерь. Подбор исторических документов свидетельствует об ужасах войны. Чтобы передать, какие страдания выпали на долю советского народа, дана специальная подборка. В которой приведены, например, воспоминания учительницы, чудом выжившей после массового расстрела в одной из деревень в 1942 году.
Из года в год школьникам с немецкой педантичностью и основательностью внушается одна идея: Гитлер - преступник. Поэтому факты истории, могущие вызвать какую-либо симпатию к Гитлеру, на школьном уровне не изучаются.
В советских и российских учебниках с разной подробностью рассказывается про пятилетки, коллективизацию, культурные достижения. И сообщается, что в это же время в Германии царил геноцид, шла борьба с коммунистами, а капиталист Крупп и иже с ним обогащались на производстве оружия, чтобы с его помощью завоевать мир.
Безусловно, в 30-е годы прошлого века СССР совершил прорыв по многим направлениям, в том числе и в социальной политике. Ликвидация безграмотности, доступность образования, работающий социальный лифт. Развивалась сеть детских оздоровительных и пионерских лагерей, здравниц и домов отдыха. Разными способами поднимался престиж рабочего класса: моральное стимулирование труда (звания и награды), организация трудовых соревнований (стахановское движение), доступ к определенному уровню материальных благ. Молодежь вовлекали в работу различных организаций - от ВЛКСМ до ОСОАВИАХИМа, - которые были кузницей кадров.