Так что же вы сделаете с грабителем, который схватил вашего ребенка? Попытаетесь на него напасть? Попытаетесь уговорить его не делать глупостей? Попытаетесь войти к нему в доверие?
Впервые я услышал дискуссию об этой ситуации в подкасте "История глазами ревизиониста" автора научно-популярной литературы Малкольма Гладуэлла. Он и приглашенные эксперты обсуждали различные варианты поведения.
По их словам, на ваше решение должны повлиять несколько моментов.
Злоумышленник пришел к вам вечером, значит, он хотел, чтобы кто-то был дома. Это многое говорит нам о личности стоящего перед нами человека. Скорее всего, он не обычный грабитель, он хочет вам навредить. Поэтому не стоит исходить из того, что у него есть какие-то моральные принципы, на которых вы сможете сыграть, к которым сможете воззвать, ну и вообще, хоть как-то к нему достучаться.
И что же делать?
Эксперты полагают, что существует всего один разумный выход.
Убежать, оставив ребенка.
Если вы похожи на меня, такая возможность просто не придет вам в голову.
Все ваше тело будет сопротивляться. Когда я услышал это впервые, от одной мысли о таком варианте меня охватила паника.
Но приведем аргументы.
Если вы попытаетесь на него напасть, скорее всего, он навредит вашему ребенку. Если мужчина планирует убить вашего ребенка, он убьет его в любом случае, будете ли вы в это время в комнате или нет. Если же он пришел за вами, если хочет на вас надавить, то, убежав, вы отдалите его цель. И для него ситуация перевернется с ног на голову. Внезапно он окажется под давлением. Он знает, что вы побежали за помощью.
Время идет, уже через несколько минут прибудет полиция, прибегут соседи.
Поэтому лучшее решение - бежать.
Вероятность того, что, сделав это, вы с ребенком уцелеете, гораздо выше.
Проблема в том, что подобный поступок противоречит всем ощущениям тела. И мы говорим не только об инстинкте заботы о потомстве, о стыде, который вы испытываете при одной мысли о возможности такого поступка, но и о том, как на вас посмотрят другие люди. Об осуждении общества, которое обрушится на вас, если ваша тактика провалится.
Но на самом деле так поступил бы не трус, а разумный человек. Гладуэлл подкрепляет это статистикой полиции США, которая показывает, что, если во время нападения на квартиру люди пытаются сопротивляться, вероятность смертельного исхода увеличивается. Как говорит Гладуэлл: ваша задача родителя заключается не в том, чтобы выиграть конкурс популярности, а в том, чтобы спасти своего ребенка.