Вступление в силу новых образовательных стандартов для средней школы перечеркивает все планы президента по инновационному пути развития России. Просто неоткуда будет брать специалистов на новые проекты.
"Поднимать" инновационное развитие в России будет некому, потому что с 1 сентября 2011 года Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) нового поколения станет обязательным для 1-го класса средней школы. С 1 сентября 2015 года - для 5-го класса, а на ступени среднего полного (общего) образования (это 10-й класс) новый стандарт будет обязательным с 1-го сентября 2020-го. То есть учеников в школе будут учить в соответствии с новой шкалой важности учебных предметов. Шкалу эту определили в Минобрнауки РФ. И теперь, даже в старших классах, главными будут никак не математика или отечественная литература.
Согласно новому ФГОС, предметы будут разделены на обязательные и "вариативные", проще говоря, которые можно будет выбирать из перечня. И обязательные будут занимать в школьной программе старших классов 35% времени. При этом обязательными чиновники от образования назвали физкультуру, основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) и "Россия в мире". Почему именно эти три - нетрудно догадаться. Физкультура из-за плачевных результатов по сбору урожая медалей на последней Олимпиаде и потому что реформа армии не затухает год от года, а с новобранцами хронический недобор. ОБЖ - потому что число подданных в стране планомерно сокращается, не умеют себя беречь россияне, и все тут. "Россия в мире" - потому что от опроса к опросу рейтинги власти падают.
Таким образом, Минобрнауки внятно дало понять, на выполнении каких заказов Кремля специализируется. Но при такой переоценке задач необязательными становятся более привычные предметы - алгебра, физика, география... Конечно, далеко не все, почерпнутое на уроках по этим предметам, пригодится в практической деятельности оператору бурильной установки или прапорщику внутренних войск, но все же внутренний мир таких специалистов будет гораздо беднее. Да и не все сегодняшние школьники мечтают стать операторами или прапорщиками, кто-то хотел бы и высшее образование получить, преодолев ЕГЭ-кордоны.
Поэтому оставшиеся две трети школьных уроков ФГОС распределяет между "привычными" предметами следующим образом. Все предметы разбиты по родству на шесть групп (словесность, иняз, математика, обществознание, естествознание, искусствоведение). Сам старшеклассник или его родители в каждой группе будут выбирать, нужны ли ученику более подробные занятия по теме, или достаточно будет общего знакомства. Например, учить "общую" математику или алгебру, начала анализа и геометрию. Учить общую "русскую словесность" или отдельно русский язык и литературу. Учить естествознание или физику, химию, биологию и экологию... Однако число вариативных предметов для одного ученика будет ограничено, поэтому выбирая одни предметы, придется от изучения других отказаться. А по одной из предметных областей можно будет выбирать не более двух дисциплин. Проще говоря, к ЕГЭ-тестам кое-как бесплатно подготовиться можно, но с репетиторами будет надежней.
Естественно, чиновники на местах новацию, поскольку та идет из министерства, оправдывают. "Новые правила логичны, - заявила начальник отдела образования Невского района СПб Надия Спиридонова. - Но во многом все будет зависеть от эффективности их исполнения на местах". В профессиональном же учительском сообществе такой поворот системы среднего образования под соцзаказ властей предержащих уже вызвал бурное негодование. "Прошу уволить меня в соответствии с государственным образовательным стандартом...", - пишут в блогах учителя.
Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что новые ФГОС опасны и для самой властной элиты, если, конечно, она собирается руководить страной достаточно долгое время. Так, по словам известного петербургского преподавателя математики Ильи Чистякова, новый стандарт ставит крест на до недавнего времени кое-как существовавшей системе среднего образования, но взамен ничего не создает. Иными словами, высшим техническим учебным заведениям будет неоткуда "призывать" абитуриентов. Соответственно, некому будет воплощать в жизнь планы президента РФ Дмитрия Медведева по "иннованизации" России. В то же время, уже на самых верхах власти начали признавать, что только на сырьевой составляющей российская экономика обречена. "Модернизации нужен высокообразованный специалист, - в свою очередь отметил декан Математико-механического факультета СПбГУ Геннадий Леонов, - без кадров успех невозможен".
Действительно, нынешняя система среднего образования даже в городах-миллионниках далека от идеала. Как отмечает гендиректор Петербургского центра разработок EMC (один из мировых лидеров в производстве програмного обеспечения) Вячеслав Нестеров, привлекать грамотных специалистов в России год от года становится все труднее. И проблема квалификации корнями уходит в среднюю школу. Но новый стандарт вообще сулит не оставить камня на камне. Необходимый для дальнейшего обучения объем знаний старшеклассники смогут получать только в качестве допуслуг - услуг, понятное дело, платных. И при средней зарплате по стране немногим выше 20 тыс. рублей в месяц позволить себе такие траты смогут единичные семьи.
"С принятием стандарта ученик теряет право на достойное бесплатное образование, - признает Чистяков. - Этот вопрос будет вынужден решиться, иначе у страны нет будущего". В противном случае, по его словам, "наши спутники как падали, так и будут падать". (с)