Если представить стоимость светофорного объекта в виде пирога, его надо поделить на 3 части: проектирование, оборудование и строительные работы.
Сколько светофоров на светофоре?
Сначала поговорим об оборудовании, "железе". Начнем с любимого: лампочек АКА "блины". Вот простой крестообразный перекресток 2-х небольших улиц, Бехтерева и Севанской.
схема расстановки светофора
На схеме расстановки оборудования видно, что трехсекционных светофоров здесь целых 8: 4 входных с каждой стороны и 4 выходных на выезде с перекрестка, как положено по ГОСТу. Пешеходных 2-х секционных светофоров тоже 8, по 2 на каждый переход. Плюс еще 2 стрелки для поворотов. Всего 42 секции. При стоимости одной секции 5 тысяч рублей только лампочки и корпус обойдутся в 210 тысяч рублей на простой светофор обычного перекрестка. На сложный перекресток из 5-6 примыканий, какую-нибудь площадь или проспект с дублерами уйдет в 2-4 раза больше лампочек! При этом в светофорный корпус встроены не только лампочки: водители с пешеходами предпочитают, чтобы был еще и обратный отсчет. Обычно модуль табло обратного отсчета вызова (ТООВ) встроен в лампочки, что повышает их стоимость.
Опоры. На этом светофоре 5 опор, цена на рынке 10 тысяч рублей, 5 штук = 50 тысяч. Отмечу, что здесь все опоры типа "консоль". А например, если на дороге 3 полосы в одну сторону хотя бы в зоне перекрестка, по ГОСТу полагается ставить Г-образные опоры. Они стоят от 30 тысяч рублей за штуку, потому что больше материала уходит и на фундамент, и на саму опору. Если бы здесь стояли такие, вышло бы 120 тысяч, а на сложные перекрестки таких опор нужно больше.
Выносной пульт управления - небольшой шкаф, с помощью которого сотрудник ГАИ может на месте управлять светофором. Простая модель с фундаментом стоит 40000 рублей.
Выносной пульт управления
Дорожной контроллер - сердце и мозг светофора. К нему тянутся кабели от всех консолей, он управляет всем. Цена очень сильно зависит от количества направлений. Самые дешевые "советские" модели стоят 100-200 тысяч рублей в зависимости от комплектации. Но в Москве постепенно подключают все больше светофоров к ИТС, что позволяет управлять ими удаленно, синхронизировать друг с другом и так далее. До недавнего времени отечественных контроллеров такого класса просто не было, ставили только импортные SWARCO и PEEK. Стоимость таких контроллеров начинается от 700-800 тысяч рублей при небольшом количестве направлений и достигает 1, 5-2 миллионов для сложных перекрестков! Сейчас появляются новые отечественные решения, подключаемые к ИТС, цена в разбросе от 300 до 700 тысяч рублей, но пока они проходят тестирование и наладку. К дорожному контроллеру обязательно прилагается шкаф. На фоне оборудования стоит немного, но это еще 30-40 тысяч.
Наверняка вы слышали противную пищалку, переходя улицу? Этого зверя зовут УЗСП, устройство звукового сопровождения пешеходов, а положено его ставить для безопасности слабовидящих пешеходов. Это еще 5-7 тысяч рублей на каждый пешеходный светофор.
устройство звукового сопровождения пешеходов
Любите пешеходные кнопки? Они зовутся ТВП (табло вызывное пешеходное). На этом светофоре их нет, но если поставить, они обойдутся в 12 тысяч за пару.
Дорожные знаки. При установке светофоры знаки часто меняются, устанавливаются новые. Один знак в зависимости от размера и характеристик стоит от нескольких сотен до, чаще, нескольких тысяч рублей. Разумеется, понадобится крепление, хомуты, опоры для знаков с фундаментом.
Электрика, крепеж, коммуникации. Строя светофор, придется потратить множество расходных материалов: кабели, клеммы и тому подобное. Каждый из элементов не очень дорог, но их нужно много кабеля, например, уходит сотни метров на 1 несложный светофор! Потому что каждую секцию светофора нужно соединить с контроллером, и обычно не по прямой, а под проезжей частью, по изогнутой траектории! Под прокладку кабелей нужны полимерные трубы, а также отдельные и технологические колодцы АСУДД для доступа к трубам.
Я не упомянул про массу дополнительного оборудования, которое часто устанавливается вместе со светофором, чтобы подключить светофор к Интеллектуальной транспортной системе Москвы. Скажем, если на светофоре адаптивная система управления, устанавливается мастер-контроллер, вайфай-передатчики, детекторы потока (видео, петлевые или радиолокационные). Очень полезны камеры телеобзора, они позволяют оценить обстановку на перекрестке и принять решения по перенастройке. И каждое такое устройство - еще десятки, иногда сотни тысяч рублей.
Как итог, одного лишь "железа" на один светофорный объект по самым скромным подсчетам нужно на сумму от 0, 5 до 2, 5 миллионов рублей и более!
Проектирование и согласование
Но прежде чем построить светофор, его нужно спроектировать. То есть подробно описать все "железо", увязку его между собой и привязку к конкретному перекрестку и схеме дорожного движения, которую также требуется изменить. Обязательно предусмотреть и согласовать подключение к электросетям. И самое важное: учесть и указать все коммуникации, которые лежат под землей, чтобы при проведении дорожных работ строители не перерубили бы какой-нибудь чужой кабель, не пробили теплотрассу и не отрезали полрайона от телефонной сети. Неудивительно, что проект на светофор занимает сотню листов, а его подготовка требует от нескольких месяцев до года.
При проектировании обязательно готовят сметный расчет. Это такая нудная таблица с кучей цифр, где предусмотрены все будущие расходы: цена оборудования, работ по строительству (включая строительно-монтажные работы, перекладку инженерных сетей, обустройство территории, нанесение разметки, установка дорожных знаков), пусконаладочных работ, самого проектирования, согласований, изготовления исходно-разрешительной документации, подключения СО к питанию, договора на поставку электроэнергии. Кроме того, светофор обычно должен быть подключен к ИТС, тогда нужно еще спроектировать линии связи и камеры видеонаблюдения.
Организация, которая выиграла конкурс, должна не только сделать сам проект, но и написать много писем дорожникам, электросетям, Мосгоргеотресту, заказать и оплатить геоподоснову со всеми коммуникациями, и конечно же, обойти много кабинетов, чтобы выполнить свою работу в срок. Не будем забывать о том, что проектировщики несут ответственность за качество проекта и безопасность движения, а это тоже чего-то стоит.
Неудивительно, что по совокупности проект на 1 светофор обойдется заказчику от 0, 8 до 1, 5 миллионов рублей. Есть примета: проектирование обходится в 10% от стоимости строительства.
Строительные работы
Это самый большой и дорогой "кусок пирога". Его состав:
- Земляные и демонтажные работы. Нужно выкопать ямы под опоры и траншеи под кабели. Углубиться в грунт и под асфальт при этом нужно минимум метра на 1, 5, иначе нельзя по соображениям безопасности и надежности. Само собой, срезать участок асфальта, "прорезать" основание и траншею под кабели. Если при этом ограничивается движение, тоже нужно согласование и проект.
- Бурение. Иногда прокладка кабелей открытым способом невозможна, нужно дорогостоящее горизонтально направленное бурение.
- Бетонирование. Основания всех опор, знаков, шкафов надо забетонировать, иначе все это простоит недолго. Объем бетона измеряется кубометрами или десятками кубометров.
- Само собой, укладка кабелей, установка опор, светофоров, шкафов. Порой при строительстве светофоров нужна перекладка чужих коммуникаций: в городе землей столько всего, что просто не хватает места! К счастью, это требуется не всегда, но если уж требуется, одно это может потянуть на смету большую, чем вся стандартная установка светофора!
- После всех работ часто нужна укладка асфальта, чтобы не было швов, заплаток неровностей на дороге. Старый асфальт надо срезать, на свежий нанести новую разметку. Обязательно восстановить газоны.
- Порой в ходе работ проектом предусмотрены локальные мероприятия: новые островки или срезание старых, понижение бортов при оборудовании переходов, перенос остановок общественного транспорта и так далее.
- По ГОСТу обязательна установка пешеходных ограждений в зоне перекрестка, чтобы пешеходы не бегали рядом с тротуаром. Кому-то это не нравится, но ГОСТ обязателен.
- После того, как светофор построен - пусконаладка. Надо загрузить "железо" программами, проверить адекватную работу. Чтобы при официальном запуске в работу светофор не сломался через 5 дней или не включил "зеленый" сразу всем.
Все это требует аренды или покупки спецтехники гидромолота, экскаватора-погрузчика, фрез, работы бригады из нескольких человек. В зависимости от сложности работы занимают от 15-20 дней до 2 месяцев, иногда что-то доделывается и дольше.
Я не упомянул ряд административных действий для строительства: открытие (а потом закрытие) ордера на проведение работ, если предусмотрена вырубка каких-либо деревьев и кустарников - получение порубочного билета и многое, многое другое.
В общем, стоимость всех этих работ варьируется от 4 до 8 миллионов рублей, но при сложных локальных мероприятиях с коммуникациями может быть кратно больше.
Выводы
Если сложить все суммы выше, окажется, что на один светофор надо от 5, 5 до 13 миллионов рублей. Сложных светофоров больше (это же Москва!), вот средняя цифра и выходит ближе к 10 миллионам.
Если у вас остались сомнения, приведу такой аргумент: рынок проектирования и стройки светофоров открытый. Все разыгрывается на конкурсах, закон о госзакупках строг. Любая фирма может принять участие и предложить цену ниже. Порог входа на этот рынок не особо высокий ни по финансам, ни по квалификационным требованиям. Если бы на рынке были сверх-прибыли, давно бы возникло множество молодых и голодных компаний, которые бы сбили цену. Раз этого не происходит, текущие цены основаны на затратах, а в убыток ни одна порядочная фирма работать не будет.
Ну а если вы несмотря ни на что по-прежнему считаете, что на строительстве светофоров легко озолотиться, нет ничего проще! Открывайте фирму по проектированию и строительству светофоров и участвуйте в конкурсах на благо фирмы и города. Дорогу осилит идущий. с)