Тот же самый текст, разбитый на абзацы. По желаниям домочадцев)
***
Начну с того что на заре создание бензиновых двигателей, качество самого бензина было мягко говоря не очень. Нередки были случаи, когда двигатели тупо взрывались или разваливались на части.
Существует такая штука, как октановое число. По простому говоря октановое число это стойкость бензина к детонации при сжатии. Ещё проще говоря чем сильнее сжимается топливовоздушная смесь, тем с большей вероятностью бензин не сгорит, а взорвётся.
Чтобы вы понимали, скорость горения на порядок меньше чем скорость взрыва. Естественно двигатели того времени да и современные тоже совершенно не расчитаны на то что внутри них что-то будет взрываться, а не гореть.
С Этанолом, на котором изначально ездили машины с ДВС, таких проблем не было.
Детонационная стойкость спирта была гораздо выше чем бензина того времени. В общем нужно было что-то решать. Производители нефти грешили на инженеров, мол это ваши двигатели говно, и разваливаются, а производители двигателей гнали на нефтяников. Мол это ваш бензин полная дрянь и взрывается.
На помощь пришел человек из автомобильной отрасли. Звали его Чарльз Катеринг. Да да, тот самый который придумал электро-стартер.
Вообще это был уникальный человек, в его арсенале такие изобретения как возможность звонить по телефону не всей улице которая подключена к линии, а конкретному абоненту. Кассовый аппарат тоже он изобрёл. В его подчинении работал химик Томас Миджелинг. Когда руководство Дженерал моторс взяло за задницу лабораторию Кетеринга, мол "или вы находите решение или идёте лесом" Миджелинг начал экспериментировать с различными опасными и не очень веществами, и в какой то момент обнаружил что при добавлении в бензин свинца детонация пропадала.
Казалось бы что вот оно решение, эффективное и очень дешевое. И запатентовать можно. И пофиг было на предостережения ученых о том что свинец опасен. Бабки же. Рынок от использования патента оценивался в 30 миллионов на год. В 23м году.
В год открытия завода на нем умело около десятка людей от отравления и обезвоживания. Несколько десятков отъехали в психушку. Скандал разросся до таких масштабов что правительство приостановило работу завода, а руководство вызвало на ковёр. Представитель завода прогнал им что то вроде "к вас есть доказательства что тэл убивает людей? Нет? Ну и идите лесом". И это прокатило. Но внутри компании были приняты меры. Полностью заменена вентиляция, введена защитная спецодежда и разработана техника безопасности и инструктаж.
Все успокоились, и принялись ударно травить землю свинцом на десятилетия вперёд.
Неизвестно сколько бы это продолжалось, если бы не один известный учёный. Один из создателей атомной бомбы Клэр Паттерсон. Однажды ему в голову вдруг пришла мысль выяснить возраст земли. Существовала теория что у метеоритов из космоса и вообще всех других тел в пространстве схожее происхождение и возраст, ибо все это появилось в результате большого взрыва. Вот Паттерсон и взял метеорит и начал исследовать. И офигел от того, что в нем аномальное количество свинца. Сначала он грешил на грязную лабораторию, вымыл все до блеска и стерильности, но ничего не помогало. Затем он потратил несколько лет на создание абсолютно герметичной и стерильной лаборатории. Результаты исследований показали что свинец везде и примерно в одинаковых количествах. Он выбивает деньги с Института нефти США под предлогом поиска новых месторождений и отправляется исследовать материал с поверхности океанов и из глубин. Результаты показали что в живых организмах с поверхности океана свинца в десятки раз больше чем из глубин. Тоже касалось породы и ископаемых. Следовательно свинец появился там совсем недавно и в результате деятельности человека.
Вернувшись он печатает эти исследования в научных журналах, Институт нефти США звереет, потому что Паттерсон поливал их говном за их же счёт. Предсказуемо на Паттерсона вызверилось всё ученое сообщество как работающее в Институте нефти напрямую, так и просто финансируемые нефтяниками. Клэра выставляли невежей, дилетантом и просто сумасшедшим. Так бы и забыли Паттерсона, но к сожалению в мире стали все чаще случаться экологические катастрофы.
В одном американском городке в одну ночь отравились смогом много людей из за утечки цинка на близлежащем заводе, в Лондоне был случай когда из за аномальных холодов и полного штиля город накрыло облако серы от отопления некачественным углём и умерло несколько тысяч человек.
В общем экологическая повестка стала бродить в умах людей и этим воспользовались политики. В Америке был такой Эдмонд Маски, который въехал в политику именно на волне дум электората об экологии. К нему попали исследования Паттерсона и естественно он использовал их в своих политических целях. В 63м году был принят закон о выбросах, по которому в частности выбросы от автомобилей нужно было уменьшить аж в 10 раз. У автопроизводителей было решение - катализатор. Но он не мог работать со свинцовым бензином. Но так как было доказано что в организме современного человека свинца уже в 600 раз больше чем в организме людей, живших 2000 лет назад, что свинец приводит к слабоумию у подрастающего поколения, правительство понимало что с этим надо что делать.
Вопреки идиотским конспирологическим теориям, слабоумный и низкоинтеллектуальный человек не нужен государствам. Ибо он мало того что может внезапно умереть раньше времени, не отбив вложенных в него государством денег, не заплатив все налоги, но и создавать нужный любой экономике продукт с высокой добавочной стоимостью тоже не способен. Итак, вот так благодаря упёртым учётным и некоторым политикам тетраэтил свинец был постепенно запрещён к применению в бензине. На территории Евросоюза в 2000 году полностью, в России в 2002 году.