Ксолойтцкуинтли - млекопитающее с самой высокой температурой тела.
Занесенная в Книгу рекордов Гиннеcса, как млекопитающее с самой высокой температурой тела, эта собака является дразнящей загадкой для ученых и желанным приобретением для собаководов всего мира.
Странное имя
В тени подножия огромной пирамиды на ослепительно белом песке лежала абсолютно голая грациозная собака. Она не обращала внимания на заполнившую площадь людскую толпу, которая то впадала в оцепенение, то взрывалась оглушительными криками и пением. Лишь изредка движения ушей собаки выдавали ее заинтересованность событиями, происходящими на вершине пирамиды. Однако она была сыта (за свою короткую собачью жизнь она еще никогда не ела столько мяса) и за последнюю неделю уже успела привыкнуть к необычному поведению людей.
Звали собаку - Ксолоитцкуинтли. Столь странное имя, означающее "собака бога Ксолотля", произошло от названия главных ацтекских богов: Ксолотля (или Кецалькоатля) (бога животных и растений) и Итцкуинтли. (Другой дословный перевод имени означает "он-кто-хватает-свою-пищу-остр- ыми-подобно-обсидиану-зубамии-- является-представителем-бога-К- солотля".)
Некоторые специалисты утверждают, что заселение Американского континента людьми шло двумя большими волнами приблизительно 100 и 30 тыс. лет назад. Перемещение значительных групп людей на девственный континент стало возможным благодаря геологическим и климатическим процессам, позволившим им преодолеть Берингов пролив посуху.
13 тыс. лет назад закончился последний ледниковый период. Евразия и Америка оказались надолго отрезанными друг от друга. Климатические изменения, обусловленные глобальным потеплением, вызвали экологический кризис беспрецедентного размаха. Он привел к вымиранию многих видов животных. Однако в Европе и на Среднем Востоке выжили некоторые представители крупного рогатого скота, лошади, овцы и козы, в то время как в Новом Свете все крупные дикие животные плейстоцидной мегафауны исчезли.
В результате, в распоряжении населения Америки имелись исключительно ограниченные ресурсы животного белка. Патология костных тканей и зубов бывших жителей древних городов полуострова Юкатан в центральной Америке говорит о том, что их рацион был крайне однообразен, а организму катастрофически не хватало белковой пищи.
Ограниченные ресурсы и жестокая окружающая среда не оставляли выбора до-испанским народам Нового Света. До прибытия европейцев домашний скот индейцев состоял из индюков, уток, морских свинок, собак и лам. Поэтому для всех индейских племен Нового Света было вполне обычным делом использовать собак в качестве пищи. Как большой деликатес, собачье мясо приберегалось для особых случаев и церемониальных событий. Ксолоитцкуинтли (разговорное - Ксоло) содержали как домашний скот: их кастрировали, откармливали на смеси черствого хлеба, зеленого маиса и гнилого мяса, а затем продавали на специальных собачьих рынках. Из-за своей прожорливости, собаки быстро набирали вес, поэтому позже у европейцев возникло ошибочное мнение, что Ксоло вегетарианцы и питаются только овощами и фруктами. На самом деле они, как и все собаки, плотоядные животные, основной рацион которых составляет мясо или другой белок животного происхождения.
Первые европейцы, приплывшие в Новый Свет, были совершенно не готовы к тому, что им предстояло там увидеть. В поисках золота, специй и торговых маршрутов они встретились с совершенно непостижимыми для них людьми, обычаями, флорой и фауной. Странные нелающие голые индейские собаки заслужили частое (не всегда доброжелательное) упоминание во многих ранних отчетах первооткрывателей. Хроникеры экспедиции Колумба отмечали присутствие больших популяций этих животных в трех различных местах: на Кубе, полуострове Юкатане и на Санта Крузе.
Европейские завоеватели попытались запретить практику употребления собачьего мяса в пищу. Позже многие испанцы полюбили странный деликатес. Однако для своего стола конкистадоры не решались готовить мясо собак. Один из очевидцев писал: Кортес (завоеватель империи ацтеков) пришел в ужас, обнаружив, что его солдаты на свои пайки выменивают у индейцев более вкусное собачье мясо.
18 лет спустя после нашествия конкистадоров (в 1539 году) в городе Акольуане появился собачий рынок. Несмотря на все усилия испанцев упразднить местные обычаи собачий рынок в Акольуане и другие традиционные способы использования голых собак продолжали существовать среди индейского населения в течение многих десятилетий. По свидетельству миссионеров - монахов, после испанского завоевания рынок вел оживленную торговлю еще более 40 лет. Они сообщали, что свыше 400 собак в неделю продавались для еды, жертвенных ритуалов и захоронений с умершими индейцами.
Без современного знания механизма генетики невозможно было объяснить бесшерстность собак Ксоло иначе, как пересказом широко распространенных выдумок. Так, некто монах Сахагун писал: "Это собака, у которой вообще нет волос. Она ходит полностью голая. Спит она под плащом, которым ее накрывают. Индейцы лишают Ксолоитцкуинтли шерсти следующим образом: щенка покрывают скиглупной мазью, шерсть полностью выпадает и ее тело становится голым". На самом деле (как установлено в наше время) их бесшерстность - это генетическая мутация, передающаяся и сохраняющаяся в потомках.
Ксоло - проводник в мир мертвых Индейцы верили, что бог Ксолотля был посыльным (курьером) от земных богов для переговоров с Миктлантекутли (богом мира мертвых). Семантическая и мифологическая связь с богом животных и растений дорого стоила Ксоло. Голая собака должна была сопровождать людей в мир мертвых. Верования индейцев в загробную жизнь и обусловили жертвоприношения этих животных. Торжественные жертвенные ритуалы были обнаружены почти в каждой центральноамериканской культуре. Из-за недостатка домашних животных не только собаки, но и люди стали использоваться для жертвоприношений. Первые европейские священники и миссионеры, появившиеся в центральной Америке, потерпели провал в своей попытке предать анафеме эти традиционные церемонии.
Необходимо отметить, что для представителей доколумбовых культур Америки жизнь после смерти была важнее, чем земная жизнь. Зачастую люди по собственной воле оказывались на жертвенном камне, установленном на вершине пирамиды и таким образом становились героями праздника или божеством в течение целого года. Современным европейцам трудно даже представить возможность открытого существования подобных кровавых культов, однако индейцы веками жили в такой системе человеческих ценностей и верований, усиленно насаждаемой и поддерживаемой касиками (императорами) и жрецами.
Значение животных для древних народов центральной Америки становится понятным по тому факту, что почти все изображения божеств имеют близкое отношение к фауне. Шестой месяц 365-дневного календаря майя - Ксул часто изображали собачьей головой с хвостом в виде солнца. В различных языках центральной Америки оба слова "ксол" и "ксул" означали "собака Ксолотля", т. е. ритуальная собака, которая вела солнце в преисподнюю. Люди с рождения были тесно связаны с определенными животными. Например, человек, родившийся под влиянием оленя, должен был быть робким, в то время как родившийся под влиянием собаки должен быть удачливым, смелым, великодушным и преуспевающим, многодетным, помогать своим друзьям и всегда иметь достаточно питья и еды...
Индейцы верили в возможность многократного перемещения души, где реальный мир является лишь одним из многих аналогичных миров. Для того чтобы благополучно достичь следующего мира, человеческие души нуждались в проводниках-собаках: красные Ксоло были традиционным выбором на эту службу. Ритуальная собака не могла быть любого окраса, это была особая собака, которая принадлежала мертвому человеку - взрослая, ярко-красного цвета, с хлопчатобумажной нитью, повязанной на шее животного. Индейцы считали, что черная собака не поможет усопшему перейти семь рек в подземном мире, потому что благодаря своему цвету, она загрязнит очищающие душу воды. Белая собака - чистая, однако, она сама не захочет становиться грязной в очищающих душу водах.
dreamer Ксоло - древнейшая порода собак на планете
Не только тела собак, но и их стилизированные изображения в виде глиняных статуэток предавались земле вместе с покойным. Глиняные и керамические фигурки Ксоло, имеющие возраст 1-3 тыс. лет были обнаружены в могилах индейцев культуры колима, майя, тольтеков и ацтеков. Ранними и наиболее примечательными являются известные глиняные собаки западной Мексики (культуры колима), датированные 250 г. до н. э. - 450 г. н. э. Уже в то время Ксоло интенсивно разводились.
Хотя культура колима не оставила письменных свидетельств, почти 500 прекрасных статуэток свидетельствуют о большом значении Ксоло в жизни этого народа. Изготовленные с применением технологии тщательной полировки красной глины, каждая из статуэток по-своему уникальна. Ксоло колима, изображены во множестве поз: едящие, спящие, танцующие, дерущиеся.
Чтобы показать их голую кожу скульптор стилизовал собак толстыми телами, улыбающимися мордами с выразительными морщинками между бровями. Были обнаружены статуэтки щенков и взрослых особей разных размеров. Одни фигуры были украшены ювелирными изделиями, размещенными на носу, ушах или хвосте, другие щеголяли забавными человеческими головами и лицами, символизирующими Ксоло как неоценимого проводника человека в загробную жизнь. Большинство из этих статуэток были извлечены из земли в местах ритуальных захоронений.
Между 300 - 900 гг. н. э. индейцы культуры майя (своеобразные римляне центральной Америки) построили множество пирамид и церемониальных центров. Известно, что около 300 г. н. э. они вели интенсивную торговлю на центрально-мексиканском плато и тихоокеанском побережье. Обнаруженные глиняные собаки майя представляют собой доказательства сложной связи, которая существовала между человеком и Ксоло в течение столетий. Эти реликвии несут отпечаток любви древних цивилизаций к этим удивительным животным.
Современные коллекционеры платят баснословные суммы за хорошо сохранившиеся экземпляры. Даже репродукции статуэток являются предметом коллекционирования любителей Ксоло во всем мире.
Большинство из статуэток пустотелые, так как они были изготовлены для хранения пищи и воды, чтобы усопший мог питаться во время путешествия в мире мертвых. Они отличались от реальных собак (толстые туловища с короткими и мощными ногами). Это объясняется тем, что фигурки должны были вмещать достаточно еды или питья и обладать значительной прочностью.
Однако две характерные особенности породы всегда сохранялись - это стоячие уши и отсутствие зубов - премоляров. (Ксоло ни на кого не охотилась. Поскольку ей не было нужды кого-то загрызать в течение долгих веков, то отпала и необходимость в большом количестве зубов: у многих представителей породы отсутствуют премоляры и некоторые другие зубы).
Тем не менее, были найдены и некоторые образцы, изображающие нормальную (худую) особь. Наиболее старинное произведение искусства этой серии представляет собой женщину, целующую свою собаку. Сегодня эту скульптурную композицию можно увидеть в западном зале Национального музея антропологии и истории в Мехико. Именно глиняные собаки культуры колима, отражают мимолетный проблеск древней истории Ксоло. Очевидно, что единый породный тип утвердился именно в то время.