Захотелось вспомнить еще одну поэтессу, которую я долго не понимала, а теперь считаю одной из своих любимых. Я про Марину Цветаеву. Она родилась в октябре, поэтому и строки про красную кисть рябины в день своего рождения.
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Марина Ивановна Цветаева родилась в семье профессора Московского университета и пианистки. Отец будущей поэтессы Иван Цветаев, знаменитый искусствовед и филолог. Он является создателем и первым директором Музея изящных искусств имени императора Александра III (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). От родителей Марина унаследовала любовь к искусству: мать учила её игре на фортепиано, отец иностранным языкам. С детства Цветаева была погружена в творческую атмосферу, была знакома с хорошей литературой.
Цветаева в совершенстве знала немецкий и французский языки. Даже своё первое стихотворение, созданное в достаточно юном возрасте, она написана на французском. В молодости она посещала лекции в Сорбонне, но вскоре девушка бросила обучение, желая всецело посвятить себя лишь творчеству.
В огромном городе моём - ночь.
Из дома сонного иду - прочь.
Начало XX века неразрывно связано с расцветом нового направления в искусстве модернизма. Увлеклась им и героиня нашей статьи. Марина Цветаева посещала лекции и клубные собрания при издательстве московских символистов. Поэтесса завела множество полезных знакомств и смогла заявить о себе. В 1910 году вышел "Вечерний альбом" первый сборник стихов Цветаевой. Поэтессе тогда было всего 18 лет, поэтому в книгу вошли стихотворения, написанные ещё в подростковом возрасте. Критики и коллеги отметили мастерство и искренность Цветаевой.
Тем временем юная поэтесса не спешила примкнуть к символистам или представителям других модернистских течений. Она решила творить вне направлений. Стоит отметить, что даже её первые литературные опыты были изданы отдельным сборником, а не в журналах поэтов-символистов. Уникальность своей поэзии Цветаева подчёркивала в течение всей творческой жизни.
Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами.
Особую популярность получили стихи Марины Цветаевой о любви. В своих произведениях она отразила всё её проявление зарождение и расцвет чувства, ревность и боль расставания. Эта любовь может быть как тихим, лирическим чувством, так и безудержной, мятежной страстью. "Всеми моими стихами я обязана людям, которых любила - которые меня любили или не любили", писала Цветаева в дневнике.
Особенно ярко раскрывается в творчестве Цветаевой безответная любовь. Интересна история создания знаменитого стихотворения "Мне нравится, что вы больны не мной". Эти строки посвящены мужу её сестры. Молодой человек был влюблён в Анастасию Цветаеву и даже сделал ей предложение. Однако, познакомившись с Мариной, понял, что поторопился со свадьбой. Эмоциональной поэтессе льстили ухаживания молодого человека. Возможно между ними даже зародились какие-то чувства, но Марина не решилась разрушить счастье сестры.
Имя твоё - птица в руке
Любовь в лирике Цветаевой бывает не только чувственной и страстной, но и платонической. Стихотворение "Имя твоё - птица в руке" посвящено Александру Блоку. Между ними не было ни романтических чувств, ни даже дружеских отношений. Цветаева с большим обожанием относилась к творчеству Блока и его личности. Поэтесса даже написала ему своеобразное "признание в любви" в близкой Блоку стилистике символистов. Каждый образ-символ Цветаевой неповторим, как и космическое и уникальное творчество самого знаменитого поэта Российской империи.
Я с вызовом ношу его кольцо
- Да, в Вечности - жена, не на бумаге.
История любви Марины Цветаевой и Сергея Эфрона полна драматизма. Они познакомилась в Коктебеле в 1911 году. Импульсивная Марина и стеснительный Сергей сразу полюбили друг друга, а через год поженились. Но отношения между супругами были не простые. Они то отдалялись друг от друга, то ревновали, то вновь влюблялись заново. В жизни Цветаевой было множество любовных увлечений. Однако с Сергеем её роднила не только физическая, но и духовная близость.
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст...
После революции Марина Цветаева решила эмигрировать. Она лишилась Родины, лишилась прошлого и, как ей казалось, будущего. В России стихи Цветаевой оказались под запретом, а без творчества она жить не могла. Её стихотворение "Тоска по родине" проникнуто грустью и пессимизмом. Поэтесса пытается казаться равнодушной, оторванной от реальной действительности.
Ах, золотые деньки!
Как далеки они. Боже!
Господи, как далеки!
Совсем по-другому звучит стихотворение "Осень в Тарусе". Таруса городок, в котором Марина Цветаева провела счастливое детство. Размышляя о своём уходе, поэтесса писала: "я бы хотела, чтобы на одном из тех холмов, которыми Кирилловны шли к нам в Песочное, а мы к ним в Тарусу, поставили, с тарусской каменоломни, камень: "Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева". Но судьба распорядилась иначе. Цветаеву похоронили в Елабуге. И всё же Тарусе однажды появился памятный камень. В наше время одной из главных достопримечательностей Тарусы является "Музей семьи Цветаевых".
Марина Цветаева была сложной и противоречивой личностью. Из-за своего импульсивного характера, она совершила немало ошибок. И всё же нельзя не признать её талант, харизму и уникальность.
А как вы относитесь к ее творчеству? Есть любимые стихи?