привет всем. Наткнулась на интересную статью, многое для меня было открытием. Хочу поделиться, может и вам будет интересно и что-то новое тоже для себя откроете.
Что скрывается за словами червоный, багряный, лазоревый, модрый, сивый?
Я вот лично некоторые названия цветов знала, кроме модрого. Но представляла их совершенно иначе, другой смысл вкладывала.
Почему море всегда "синее", а вино - "зелено"? Как выглядит "бусый" волк и "белые" очи?
Наши предки воспринимали цвета совсем не так как мы и потому прежние названия цветов зачастую не совпадают с тем смыслом, который мы вкладываем в них сегодня. Огромное значение придавалось не только цветовой тональности, но и таким характеристикам как прозрачность, яркость, наличие блеска. Разберемся с цветовой палитрой древности.
Сегодня мы имеем теорию цвета, где все существующие оттенки расположены в нужном порядке на круге, образуя полную радугу, включающую в себя все цвета. Не ограничиваясь, скажем, красным мы различаем морковный, тициановый, алый, рубиновый, мареновый, бордовый и т. д. Для удобства дизайнеров и художников все возможные оттенки имеют зафиксированные цифровые коды, чтобы гарантировать точную цветопередачу при печати.
И невольно мы экстраполируем свое видение мира с точным делением по цветам в прошлое, а потом удивляемся, встречая в летописях, былинах или сказках непонятные нам обороты, вроде "синего моря", которое вовсе не синее, "зелено вино", которое отнюдь не зеленое или "белые глаза" - какой ужас! А дело в том, что мы просто не понимаем о чем идет речь. Да, наши предки не имели теории цвета, но они воспринимали мир и цвета в нем гораздо более образно, учитывая не только сам цветовой тон, но и такие характеристики как прозрачность, яркость, блеск, характер этого блеска и множество других деталей. А зачастую они - вместо того, чтобы делить цвета на оттенки до бесконечности как это делаем мы - напротив, объединяли их в крупные многогранные группы, что давало другой уровень понимания: скажем, синий, зеленый и черный в некоторых случаях мог восприниматься как один и тот же цвет. И это идеально подходит, например, для того, чтобы описать глубины моря или, скажем, лесной массив в сгущающихся сумерках.
Это другой взгляд на мир. В чем-то более простой, но с другой стороны - и более мудрый и глубокий. Попробуем хотя бы частично его восстановить?