Священные тексты индусов учат, что каждый из нас есть прежде всего душа. Согласно Ведам физическое тело, которое мы видим и которого можем касаться, - это
всего лишь одно из наших трех тел. С ним совмещено второе тело, отличающееся более высокой частотой вибраций, - астральное; последнее тело представляет
собой матрицу тонкой энергии, по которой и строится физическое тело. Особенности астрального тела определяют структуру физического и само его функциони-
рование. Третье тело, известное как каузальное, имеет еще более высокую частоту вибраций, чем названные два. Оно формирует фундамент личности, являя собой
его "причину", или персональный проект, и сопутствует индивиду, видоизменяясь во всех его жизнях. Изучая хает Джьотиш, мы рассматриваем руку человека, но в
'действительности мы вглядываемся в отражение кау зального и астрального тел в физическом теле.
Сознание, существующее параллельно физическому телу, отталкивается от пяти чувств - зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Сознание функционирует,
когда мы бодрствуем, и пассивно, когда мы спим. Подсознание, соответствующее астральному телу, не знает сна, поскольку оно постоянно контролирует жизненно
важные системы, такие, как сердце, мозг и легкие. Далее, во время нашего бодрствования подсознание непрерывно фиксирует впечатления, которые кроются под
информацией, собираемой органами чувств; эти впечатления затем воспроизводятся ночью в наших сновидениях.
В священных текстах Востока сверхсознание, соответствующее каузальному телу, упоминается как атма, что значит душа. Это свет чистого сознания.
Джьотиш, учение о воздействии света, и было разра ботано для того, чтобы мы смогли понять, как каждый из нас воспринимает этот свет души, используя в качест-
ве светофильтра подсознательный и сознательный разум. Благодаря джьотиш мы способны научиться отражать наш персональный цветовой спектр, равнозначный
нашей индивидуальности, через призму разума в обратном направлении, с тем чтобы обнаружить исходный источник света, то есть наше истинное наследие.
Сверхсознание - это чистая энергия, и оно доступно нам в наименее искаженном виде через интуицию.
Обычное сознание, которое оперирует, опираясь на пять физических чувств, конечно, поскольку сфера его применения ограничена преходящим физическим телом,
а значит, сознание подчиняется законам относительности. Сверхсознание же бесконечно и не знает пределов, налагаемых законами, которые управляют физическим
телом.
Отчетливость сознания в бодрствующем состоянии и подсознания во снах присуща нам в разной степени, что зависит от того, на какой ступени эволюции мы стоим.
Со временем мы способны развить чуткость также в отношении сверхсознания иди души. Душа может обращаться к нам через подсознательный разум, который, в
свою очередь, передаст послание созданию.
Поскольку нашими пятью чувствами постоянно владеет поток информации, нам трудно различить, что нашептывает душа. К счастью, у нас есть "приспособле-
ние", позволяющее воспринимать и расшифровывать эти тончайшие вибрации высшего разума. Когда мы спим, чувства, связанные с сознанием, временно отклю-
чаются, давая нам возможность войти в сферы, не ограниченные временем и пространством. Таким образом подсознание получает свободу "транслировать", будто
по телевизионным каналам, сообщения сверхсознания, облекая их в сновидения. Точность в передаче этих сообщений души обычно зависит от развитости нашего
бодрствующего сознания и его качественной характеристики.
В течение дня сознательный разум бывает поглощен какой-либо задачей, встревожен или просто непрерывно откликается на внешнюю среду во всей ее сложности.
Мы привносим эти "помехи" в свой сон, наполняем ими свои сновидения, что приводит к искажению любых сообщений, которые сверхсознание пытается передать
нам через посредство подсознания.
И наоборот, если мы способны сохранять чувство покоя и мира на протяжении бодрствования, упомянутые помехи будут устранены. Чем лучше мы научимся
умиротворять сознание и откликаться на происходящее после наблюдения, а не слепо, тем выше будет проходимость сигнала и ниже уровень шумов, что, в свою оче-
редь, улучшит нашу способность воспринимать посланное сообщение. Вместо случайного скопища несвязанныx мыслей и сцен сновидения станут средством транс-
ляции чистого сверхсознания, иными словами, душа может говорить с нами и быть ясно понятой. Наши сны уподобятся озарениям, возможно, даже станут проро-
ческимя.
Из сказанного вовсе не следует, что вам надо ждать, пока ваши сны соединятся с тем источником, который отражает ваше истинное внутреннее "я". Подсознание
является связующим звеном между сверхсознанием и созданием; когда вы повысите уровень самосознания в часы бодрствования и научитесь соотносить все эти три
уровня сознания, вы сможете получать доступ к сверхсознанию, пользуясь непосредственно сознательным разумом.
С этой высокой ступени самосознания вы увидите реальность в истинной перспективе. Хотя такое превращение не случается за одну ночь, отрадно думать, что со
временем, прилагая усилия, вы сможете достичь этого уровня. Опираясь на джьотиш, вы научитесь прозревать более глубокий пласт своей сущности. Это ученичество
можно уподобить путешествию, и отношения, которые у вас завяжутся "в пути", будут способствовать вашему развитию и счастью.
На Востоке о трех уровнях самосознания говорят как о трех гулах, или свойствах природы: их называют саттва, раджас и тамас. Все во Вселенной, полностью
или частично, испытывает воздействие этих трех сил, проходящих, будто три нити в ткани природы. Сознание, подсознание и сверхсознание связаны соответст-
венно с тамасом, раджасом и саттвой.
Саттва означает все, что дает просветление и что несет положительный заряд {+). Тамас - это сила с отрицательным зарядом (-), служащая затемнению; она
необходима, так как является формообразующей силой. Душа входит в физическое тело благодаря тамасу. Однако пребывающая в теле душа обречена на непрестан-
ное сопротивление тянущей ее вниз силе гравитации, союзнице тамаса. Именно поэтому в тамасе видят силу противоборства, а его отличительным свойством счита-
ют ПЛОТНОСТЬ.
Раджас, центральная сила из этой триады, нейтрален. Он представляет собой всего лишь опору, поддерживающую саттву и тамас во всем многообразии их прояв-
лений, благодаря чему мы и можем в конечном счете обрести равновесие в жизни.
Эти силы ни на мгновение не прекращают своей работы и обнаруживаются в любом состоянии, сопряженном с человеческой
жизнью, - например, как боль и наслаждение, любовь и ненависть, добро и зло.
Физическое тело вступает в этот мир оснащенным пятью чувствами, и по причине обладания ими это тело считается прояв-
лением тамаса (главным же образом потому, что Раджас представляет собой всего лишь опору, поддерживающую и саттву и тамас
во всем многообразии их проявлений, благодаря чему мы и можем в конечном счете обрести равновесие в жизни.
Мы обычно не способны контролировать свои чувства, различные порывы, желания и связанные с ними при-
страстия). Откуда ясно, что, хотя тело необходимый атрибут человека и "средство", позволяющее человеку
развивать сознание, оно также помеха нам при нашем врожденном стремлении к достижению равновесия.
Если же наша цель - обрести это равновесие, мы должны проявлять свойства саттвы, такие, как спокой-
ствие, добросовестность, безоговорочная любовь, называя важнейшие из них. Все сводится к тому, чтобы нау-
читься доверять интуиции и душе, или сверхсознанию, ] где и пребывает саттва - могущественная сила света.
Раджас, что значит "король", - это ум. Занимая совершенно особое положение посредника между душой и
телом, он может служить как объединению трех гун, так и их изоляции. Истинная сила ума состоит в его способ-
ности стать безупречным проводником света саттвы, который просветит, сделает целостным и очистит тамас
физического тела.
В "Бхагавад-гите" Кришна обращается к Арджуне с такими словами: "Ум может быть нам и лучшим другом, и худшим из врагов". В конечном счете, дело за умом -
либо осознать истинность чувства внутренней целостности, либо держать нас привязанными к миру двойственности, с его нескончаемой чередой боли и наслаждения.
Когда вы научитесь объединять три гуны (или три уровня сознания), вы достигнете целостности, завершенности и гармонии.
Три гуны, вплетенные в ткань космоса, присутствуют и в микрокосмосе руки. Ладонь подразделяется на области саттвы, раджаса и тамаса. Каждый участок, или
холм руки, также подразделяется на саттву, раджас и тамас. Эти же три гуны выделяются на каждой зоне холма и т. д.