>>>"Ниже я изложу то, что считаю основными положениями сообщений Кришнамурти. Именно сообщений, а не наставлений, ибо наставления подразумевают, что нужно нечто запомнить; нужно нечто выполнять, во что-то верить; что-то принять или отвергнуть; нечто такое, за что мог бы ухватиться "формулирующий" ум. Сообщение же может пробудить истинное слушание, пробудить способность видеть новые смыслы, новый подтекст, получать новые тонкие ощущения на уровне более высоком, нежели "формулирующий" ум, более высоком, нежели самое поле мысли и пребывающем за пределами обычного сознания. Кришнамурти обращается к нашей способности слушать и переживать; если же мы слушаем, то видим, действует ли наш центр сознания в пределах поля мыслипамяти или вне этого поля, где на место мысленных предположений и установок приходит понимание.
Теперь приведем некоторые основные положения его сообщений:
Люди во всем мире, каждый по отдельности и коллективно, сталкиваются с проблемами, которые не имеют раз и навсегда найденных решений. Каждый человек пребывает в состоянии какого-то конфликта.
В поисках разрешения конфликта люди не понимают, что он вызван полностью или частично их "я" или эго.
Неудача этих поисков обусловлена ограниченностью сферы мыслипамяти, которая делает разрешение конфликта невозможным. Здесь Кришнамурти сообщает, что пока ум не освободится от всякой обусловленности, проблемы должны будут существовать. Следовательно, для того, чтобы в любой ситуации, при любых обстоятельствах понимать, что есть истина, что реально и видеть Бога, ум должен быть свободен от какой бы то ни было обусловленности.
Кришнамурти особо подчеркивал, что пока ум не осознает процесса своей деятельности, пока не увидит, что действует по определенному шаблону и не освободится от этой обусловленности, все поиски будут напрасны. Отсюда дело величайшего значения начать с самого себя. Кришнамурти повторяет, что только ум, способный терпеливо наблюдать за своей обусловленностью и освобождаться от нее, способен начать переоценку ценностей или радикальное самопреобразование, и открыть то, что находится за пределами ума, за пределами желаний, за пределами тщеславия и достижений.
Это абсолютно необходимое условие самопознания. Далее Кришнамурти утверждает, что без самопознания, без знания себя таким, каков ты есть, а не таким, каким хотел бы быть, без знания внутренних механизмов своего мышления невозможно понять свои мотивы, мысли и многочисленные реакции, а также невозможно выйти за пределы процесса мышления как такового.
Отрывок из недавней беседы Кришнамурти: "Итак, очень важно понять себя, не так ли? Самопознание начало мудрости, но познавать себя не значит обращаться к какими-то психологическим книгам или философским учениям; это значит знать себя таким, каков ты есть, от мгновения к мгновению. Познавать себя значит наблюдать, за тем, что ты думаешь, что чувствуешь и не поверхностно, а глубоко сознавая то, что есть, без осуждения, без самооправдания, без оценок или сравнений. Пока этого не будет, не только на поверхностном уровне, но и в отношении любых содержаний ума, не может быть погружения в его глубины. Ум насквозь обусловлен, и наша проблема состоит в том, чтобы такой ум освободил сам себя".
Самопознание может иметь место лишь благодаря взаимодействию с людьми, вещами и идеями в различных сферах жизни, таких как работа, общение, секс и т. д. Каждый миг мы подвергаемся вызову стимулирующему или подавляющему в результате какого-то воздействия окружающей среды. Именно в реакциях на эти воздействия мы получаем возможность раскрыть себя для себя, увидеть себя такими, каковы мы есть, а не такими, какими хотели бы быть.
В результате такого самопознания мы можем сделать следующие три вывода:
Мы никогда не думаем, мы только призываем какую-то часть памяти, чтобы откликнуться на раздражение, получаемое нашими чувствами от окружающей среды.
Мы никогда не делаем сознательных усилий и не принимаем сознательных решений относительно своих действий. Снова некоторая часть памяти решает за нас, что нам делать.
Мы неспособны действовать сознательно, поскольку чт#243; нам делать, а чего не делать, решает за нас какая-то часть памяти. Мыслитель и его мысли одно и то же. Это значит, что мы действуем автоматично, механично, заучено, как бы в состоянии самогипноза и вынуждены постоянно сводить настоящее к прошлому, будучи не в состоянии воспринять факта настоящего взаимодействия.
>>>