ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ - стиль, основывающийся на композиционных мотивах конструктивизма, но прибегающий к их деформации, что придаёт композициям динамизм и остроту. На Первом международном симпозиуме по проблемам деконструктивизма, проходившем в 1988 г. в Лондоне, Бернар Чуми назвал деконструктивизм "путем к разрушению границ в архитектуре".
Музей компании "Витра", арх. Фрэнк О. ГериМировоззренческой платформой деконструктивизма служат положения современного французского философа Жака Дерриды, критикующего метафоричность всех форм современного европейского сознания, заключающегося, по его мнению, в принципе "бытие как присутствие", абсолютизирующем настоящее время. Выход из этой метафизичности Ж. Деррида видит в отыскании её исторических истоков путём аналитического расчленения " деконструкции" самых различных текстов гуманитарной культуры для выявления в них опорных понятий и слоев метафор, запечатлевающих следы последующих эпох.
Сооружения Деконструктивистов распадаются на отдельные фрагменты, лишенные визуальной логики, без стремления создать гармоничную композицию фасада, вообще не подразумевающие какого-либо утилитарного смысла. Такая архитектура рассчитана не на "функциональность", а на воплощение "идей".
В Еврейском музее (1997, арх. Д. Либескинд), по словам самого автора, он исходил из идеи "интерлинейности" , когда форма и организация пространства выстраивают образ истории немецко-еврейских отношений в Берлине. Зигзагообразный план воплощает идею исторического движения. Прямая линия, пересекая зигзаг, становится невидимой, и выступает символом отсутствия.
В качестве источников разные авторы деконструктивизма часто избирают различные периоды и авторов русского авангарда. Так, например, Р. Коолхас и 3. Хадид в своей работе ориентированы на "антигравитационную" архитектуру И. Леонидова. Р. Коолхас включает в композицию своего театра танца в Гааге 1984- 1987 гг. объём опрокинутого золотого конуса, в котором размещает ресторан, а 3. Хадид - подвешенный объём с клубными помещениями в конкурсном проекте "Пик-клаба" для Гонконга 1983 г. Других авторов, наоборот, привлекают динамичные архитектурные и живописные композиции раннего авангарда Н. Ладовского, К. Малевича, В. Кандинского, Л. Поповой или уравновешенные композиции А. и В. Весниных.