ДЕ СТЕЙЛ ("de style", "стиль" - название голландской архитектурной школы, группировавшейся вокруг одноименного журнала. Наиболее яркими представителями Де стейла были художники Тео Ван Дусбург, и Пит Мондриан, архитекторы Якоб Иоханнес Питер Ауд, Роб Ван Хофф, дизайнер Геррит Ритвельд.
Группа "Стиль" выдвинула принцип "объективности, отказавшись от "естественных" форм в пользу отвлеченного языка прямых линий и основных цветов с добавлением белого, черного и серого. Источником вдохновения служила живопись Пита Мондриана, одного из основоположников абстракционизма в искусстве.
В основе теории группы, опубликованной в первом номере журнала "Стиль" в 1917 году лежал математический принцип перевода трехмерных объектов на плоскость. Этот принцип великолепно демонстрирует кафе "Уни" в Роттердаме (1924-1925, арх. Я. И. П. Ауд), где фасад здания напоминает абстрактную живописную композицию.
Кафе "Де Уни" в Роттердаме, дизайн фасада (1924-1925), Я. И. П. Ауд
Дом Шредер в Утрехте, 192, арх. Г. РитвельдСамый показательный пример стиля дом Шредер в Утрехте (1924, арх. Г. Ритвельд), где нет поверхностей, соединяющихся под прямым углом, никакого декора, никаких декоративным материалов. Все поверхности просто крашенные в различные цвета, все фасады решены как композиции выступающих и заглубленных плоскостей, что, по мнению автора, должно выражать ощущение пространства.
Некоторые идеи Де Стейла созвучны с идеями русских КОНСТРУКТИВИСТОВ
"ДОМОВ ПРЕРИЙ" АРХИТЕКТУРА направление в американской архитектуре 20-50 х годов, связанное с творчеством Ф. Л. Райта и спроектированными им частными жилыми домами. Архитекторы "домов прерий" отвергали сложное разделение и детализацию, предпочитая создавать просторные жилые помещения с широкими застекленными участками стен, использовать материалы массового производства и оборудование, предназначенное главным образом для промышленного строительства. Таким образом, экономично достигались комфорт, удобство и простор помещений.
Разделяя рациональные принципы функционализма (научную, гигиеническую и технологическую обоснованность проекта), Фрэнк Ллойд Райт считал столь же существенной эстетику формируемых пространств и объёмов. В качестве ее основы служила органичная связь здания с окружающим ландшафтом, а его оборудования, мебели, утвари - с композицией внутренней среды здания.
"Дом над водопадом" (дом Кауфмана) в Бер-Ране, Пенсильвания (1935-1939, арх. Ф. Л. Райт)
Естественно такая установка реализуема только при индивидуальном проектировании каждого объекта. За почти 70- летнюю творческую жизнь Ф. Л. Райт построил много выдающихся сооружений различного назначения: многоэтажные офисы, лаборатории, музеи, храмы, частные дома. Принципы органичной архитектуры диктовали Райту применение традиционных материалов камня, кирпича, дерева и совпадение фактур конструкций на фасаде и в интерьере например, неоштукатуренной кирпичной кладки, а наибольшую известность Райту принесли особняки, в композициях которых ему удалось в наибольшей мере реализовать принципы органичной архитектуры.
Пространство зданий Райт, как правило, членит на зоны - общую и интимную, причем пространство общей зоны проектирует "перетекающим" без стационарных перегородок между холлом, общей комнатой и столовой. Кроме того, Райт проектирует "перетекающим" внутреннее пространство во внешнее: стены, отделяющие общие комнаты, а иногда и спальни, он проектирует на всю высоту стеклянными, со стеклянными дверьми, ведущими на открытую террасу и в сад. В то же время стены, ориентированные в сторону города, он проектирует глухими, либо с узкими ленточными окнами под самым потолком, что позволяет улучшить освещенность, но исключает визуальный контакт с улицей.
В качестве несущих опор Райт применяет стены или отдельные пилоны, выполненные в кладке из кирпича или блоков естественного камня, причём оставляет кладку неоштукатуренной и на фасадах и в интерьерах. Каменные стены он располагает по контуру санитарных помещений и кухонь, а размещение остальных стен и пилонов увязывает с планировкой дома и требованиями его общей устойчивости.
Дом Уорда У. Уиллитса в Хайленд-парке, Иллинойс, 1901-1902, арх. Ф. Л. Райт
Плоскую или очень пологую крышу Райт, как и Корбюзье, проектирует бесчердачной, но с наружным неорганизованным водостоком. Это определило столь характерный для домов Райта очень большой свес крыши, который только исключает попадание дождевой воды на стены, но и обеспечивает хорошую солнцезащиту. При всем композиционном разнообразии особняков Райта единой остается гармония с окружающим ландшафтом или скромным садовым участком.
Творчество Райта оказала огромное влияние на формирование архитектурной школы в США. Школа "Домов Прерий" была альтернативой бездушно отстраненному ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОМУ стилю, сочетая принципы рациональной архитектуры с индивидуальным подходом и яркой образностью каждого сооружения.