Зарегистрируйтесь без указания e-mail всего за 1 минуту! Скорее нажмите сюда!
Amor Ex Machina? Maybe.
 

АрхиДомик
СОВРЕМЕННЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СТИЛИ 5


➜ главная Домика
Вы не залогинились! Ваш статус в этом ДоМиКе - гость.
В домике онлайн: 0, замечено за сутки: 0

вернуться на список тем

lisena1  
СОВРЕМЕННЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СТИЛИ 5
lisena1
ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ рациональный стиль архитектуры 30-80-х годов ХХ века, основывающийся на постулатах функционализма и декларирующий универсальный, лишенный национальной самобытности язык архитектуры.
В период тоталитаризма и Второй мировой войны в США эмигрировали многие ведущие мастера функционализма (В. Гропиус, Мис ван дер Роэ, М. Брейер и др.), где они не только вели проектно-строительную деятельность, но и возглавили архитектурные школы Гарвардского (В. Гропиус) и Йельского (Мис ван дер Роэ) университетов. К концу 1940-х гг. в практику проектирования и строительства уже пришли их многочисленные ученики, что способствовало широкому распространению идей Современного движения.

Сигрэм-билдинг, Нью-Йорк, 1856-1958, арх. Мис Ван дер РоэСимволом стиля стал стеклянный небоскрёб с светопрозрачными стенами по всему периметру наружных ограждений. принадлежит другому. Эта идея получила совершенное воплощение в работе крупнейшего мастера Современного движения - Миса ван дер Роэ - в комплексе из двух стеклянных башенных высотных жилых домов на Лейк Шор Драйв в Чикаго 1951 г.. Дома имеют лаглупную форму прямоугольных призм.
В этом комплексе Мис ван дер Роэ реализует два своих основных творческих постулата: минимум средств и универсальность объёмно-планировочного решения. В то же время оба эти постулата не очень совпадают с подлинными функциональными запросами архитектуры жилища: сплошные стеклянные стены не отвечают интимности частной жизни, а геометрический лаконизм объёмной формы здания потребовал отказа от столь присущих жилищу элементов, как балконы, лоджии, эркеры и пр. Вся поверхность фасадов расчерчена прямоугольной сеткой каркаса и обвязок витражей, что дало основание ведущему американскому историку архитектуры Л. Мумфорду назвать комплекс Лейк Шор Драйв Апартментс - "каталожными ящиками для людей".


Архитектурная тема высотной стеклянной башни офиса или отеля была активно подхвачена архитекторами и заказчиками и очень быстро распространилась по всему миру - от Лондона до Токио. Сегодня такие стеклянные башни присутствуют в деловых центрах всех крупнейших городов.
Принципы универсальности и "кожи и костей" Мис ван дер Роэ и его последователи применяли и не только для офисов и многоэтажных домов, но и для сооружений различного назначения. Анализируя присущую современности быструю динамику функций, при которой "моральный износ" планировочных решений происходит существенно быстрее, чем физический износ конструкций зданий, Мис ван дар Роэ пришёл к выводу, что "единственная функция, сохраняющаяся с известной устойчивостью в уникальных сооружениях, это функция изменяемости их назначения в течение всего срока их существования". Универсальность и свободу многократной перепланировки здания в течение всего срока может гарантировать только система с наружным расположением всех несущих конструкций при полностью свободных от них внутренних пространствах здания.
Угасание интереса к "интернациональному стилю" американского модернизма в мире произошло столь же стремительно, как и его успех: сказывалось влияние элементарности объёмных форм при невозможности привлечения столь же великолепных материалов, как на объектах Миса ван дер Роэ, Ф. Джонсона или Э. Сааринена.
Интернациональный стиль начал подвергаться к концу 1960-х гг., когда из жизни ушли его выдающиеся мастера и основоположники. Основные обвинения предъявлялись градостроительному принципу "чистого листа"tabula rasa - отказу от учёта в проектировании сложившегося контекста застройки, а также от исторического наследия.
Условной датой "конца модернистской утопии" принято считать 15 июля 1972 г. - день уничтожения взрывом жилого комплекса для бедных в Сан-Луисе. Этот комплекс был возведён в 1951 г. по проекту выдающегося американского архитектора М. Ямасаки по всем канонам функциональным и эстетическим модернизма. Комплекс содержал благоустроенные квартиры, в которые были переселены жители местных трущоб. Однако непреодолённые социальные конфликты и нарастающая криминализация среди населения комплекса толкнули администрацию штата на радикальное решение проблемы - уничтожение комплекса. Таким образом потерпела крах жизнестроительная утопия прогрессивных архитекторов начала ХХ века - ликвидировать социальную дисгармонию в обществе архитектурными средствами.

КОНСТРУКТИВИЗМ - (франц. constructivisme от лат. constructio - построение) течение в архитектуре начала 20 века. Почву этому течению создали революционный авангард и романтика утопических идеалов "тотального конструирования жизни". Поэт В. Маяковский с гордостью писал в журнале "ЛЕФ" ("Левый фронт"): "Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства - конструктивизм, понимающий формальную работу художника только как инженерную, нужную для оформления всей нашей жизни... Здесь не возьмешь головной выдумкой. Для стройки новой культуры необходимо чистое место... Нужна Октябрьская метла".
Клуб им. Зуева, 1926-1928, Москва И. А. Голосов.
Конструктивисты - братья Веснины, М. Гинзбург, И. Леонидов, Л. Лисицкий, К. Мельников, В. Татлин - отрицали традиционный художественно-образный подход к формообразованию. А. Веснин, к примеру, утверждал, что "вещи, создаваемые современными художниками, должны быть чистыми конструкциями без балласта изобразительности". В 1924 г. вышла в свет книга М. Гинзбурга "Стиль и эпоха" - манифест советского конструктивизма. В. Татлин (1885-1953), художник-авангардист, человек оригинального склада ума, еще в 1914 г. создавал свои "контррельефы. " - нечто среднее между рельефом, коллажем и кубистической живописью. В 1919-1920 гг. он работал над моделью Памятника III Интернационалу, наклонной спиральной башни, сделанной, по его словам, из "железа, стекла и революции". Ее прозвали "Башней Татлина", она так и осталась в модели, потому что ее постройка была неосуществима.
Парадокс заключался в том, что создаваемые архитекторами-конструктивистам- и проекты были нефункциональны и, как правило, невыполнимы в материале. Конструктивистские "дома-коммуны" не только невыразительны, но и неудобны для жилья: прямоугольные коробки, функциональные "ячейки" и блоки, "принудительная" геометризация, отсутствие зрительных акцентов: выявления верха и низа, основания и завершения делали их скучными и неприглядными. Ощущая этот недостаток, конструктивисты стали использовать в архитектурных проектах средства цветной графики, плаката, фотомонтажа, идеи живописцев-супрематистов. Проекты выглядели красочными, веселыми, "агитационными". В этом же русле развивались конструктивистское оформление книги Л. Лисицкого, фотография А. Родченко, рисунки тканей В. Степановой и Л. Поповой, сценография А. Веснина, Л. Поповой, В. Степановой для театров В. Мейерхольда и А. Таирова. Их работы талантливы, дерзки, необычны и кажутся революционными. Однако подмена композиционного начала придуманной, декларативной конструктивностью приводила к тому, что вместе с художественным содержанием из искусства конструктивизма "выпал сам человек". Новая идеология, стремившаяся преобразовать жизнь в строго регламентированный технологический процесс, действительно могла превратить, как точно сформулировал Ле Корбюзье, дом - в "машину для жилья", стул в - "аппарат для сидения".

Клуб им Русакова, Москва, 1927-1929, арх. К. МельниковСреди посредственных проектов советского конструктивизма выделяются оригинальные, например, собственный дом архитектора К. Мельникова в Москве, в Кривоарбатском переулке - это необычное планировочное решение из двух врезанных друг в друга цилиндров. Другой архитектор, И. Леонидов, выдвинул непревзойденную по нигилизму идею возведения в самом центре Москвы, на Красной площади, "генерал-доминанты" - огромной башни Наркомтяжпрома (здания Министерства тяжелой промышленности), намного превосходящей по высоте все кремлевские соборы вместе с колокольней Ивана Великого.

Проект остался на бумаге, но в 1924 г. Красную площадь украсил Мавзолей В. Ленина, созданный в неоклассически-конструктивистс- ких формах по проекту архитектора А. Щусева. Конструктивизм 1920-х гг. постепенно вытеснялся более социально ориентированным функционализмом 1930-х гг. Конструктивисты уходили в безопасную область "бумажного проектирования".

Тук-тук-тук! Кто в домике живет? Наверное, мышка-норушка, как всегда... Ну там еще зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка... А вас тама, похоже, нет!

Почему? Да потому что на Мейби нужно сначала зарегистрироваться, а потом подать заявку на прописку в ДоМиКе.

Попасть в "15 мин. Славы" ⇩