МЕТАБОЛИЗМ
МЕТАБОЛИЗМ (франц. metabolisme от греч. metabole перемена) течение в архитектуре середины
XX в., пришедшее на смену функционализму интернационального стиля 1930-1940-х гг.
Капсульное здание Накагин в Токио, 1972г., арх. Кисё Курокава
Архитекторы-метаболисты стремились к развитию принципов конструктивизма согласно концепции "изменяемого пространства". Оптимальная конструктивная основа сооружений сочеталась с комбинаторикой -вариационными "ячейками", благодаря чему архитектурные композиции приобретали более разнообразный вид.
В 1960-1970-х годах группа японских архитекторов под предводительством Кензо Танге оказала огромное влияние на теорию и практику архитектуры, начав разрабатывать принципы взаимодействия между общественным местом и частным жилищем. В основе японского метаболизма лежит идея, что город может менять архитектуру, как змея кожу. Наиболее ярким воплощением идеи стал принцип капсульной башни, где капсулы квартиры стандартного производства группируются вокруг основного стержня здания и впоследствии могут дополняться новыми аналогичными элементами.
Жилой дом в Токио, арх. Кисё Курокава с квартирами-капсулами, навешанными на металлические башни остова, демонстрирует отход от традиционных тектонических схем и и пластических средств гармонизации. Башня выступает частью инфраструктуры города.
МИНИМАЛИЗМ
МИНИМАЛИЗМ - (от лат. minimus -наименьший) термин модернистского и постмодернистского искусства, проявившийся в архитектуре и дизайне интерьера в 1960-х голах.
Теоретики минимализма К. Андре, С. Левит, Д. Флейвин, Р. Моррис именуют произведения минимализма "чистым гештальтом, конструкцией сознания, воплощенной в материале". Согласно этой теории, геометрические формы, существующие априорно в сознании человека, должны быть материализованы. Став объектами восприятия в пространстве, движении, они утрачивают незыблемость, демонстрируют призрачность априорных форм, их несоответствие действительному чувственному восприятию.
В архитектуре минималистов, среди которых имена К. Сильвестрина, Э. С. де Моура, Дж. Паусона, Ж. Герцога и П. де Мерона, изысканно сочетаются простота пустого пространства и изысканные природные материалы. Красоту видят не в отвлекающем декоре, а в утонченной сущностной основе здания. Простота и пустота минималистической архитектуры напоминает монашеское самоограничение. Освобождение от суеты, от мелочей жизни позволяет сконцентрироваться на главном важнейших качествах формы, пространства и материала.
Неуендорф-хаус, Майорка, 1989, арх. К. Сильвестрин и Дж. ПаусонРабота архитектора, по словам минималиста Джона Паусона, это "приведение в порядок хаотического мира". Паусон использует простые кубические формы и охристые тона, объединяющие здание с окружающим ландшафтом. Простые геометричные формы, нечеловеческие масштабы протяженных стен с абсолютно гладкими поверхностями создают ощущение духовной тишины и великолепнто подходят к жаркому сухому климату.