ОРГАНИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА
ОРГАНИЧЕСКОЙ называют архитектуру без строгих геометрических форм, которая выглядит так, будто возникла естественным природным путем (см. БИОМОРФИЗМ). Термин связывают с именем выдающегося американского зодчего Ф. Л. Райта - ученика Л. Салливена, для которого основным была органичная связь здания с окружающим ландшафтом, а его оборудования, мебели, утвари - с композицией внутренней среды здания.
Принципы органичной архитектуры диктовали Райту применение природных материалов и совпадение фактур конструкций на фасаде и в интерьере (например, неоштукатуренной кирпичной кладки), а наибольшую известность Райту принесли особняки - ДОМА ПРЕРИЙ, в композициях которых ему удалось в наибольшей мере реализовать принципы органичной архитектуры.
Столь же самобытным был подход Ф. Л. Райта к проектированию крупных общественных зданий. Однако наиболее ярким примером из области проектов крупных общественных зданий Райта служит музей Гуггенхейма в Нью-Йорке 1944- 1956 гг..
Этим проектом Райт сломал вековой стереотип анфиладной планировочной структуры музейных зданий. Художественная экспозиция, в музее Гуггенхейма построена вдоль нисходящего спирального пандуса, обвивающего центральное атриумное пространство, освещенное верхним светом через стеклянный купол. Посетители музея поднимаются лифтом на верхнюю отметку пандуса и, постепенно, спускаясь по нему и осматривая экспозицию, приходят внизу к обслуживающим помещениям, лекционным залам и пр.
Музей современного искусства им С. Гугенхейма, 1956-1959, арх. Ф. Л. Райт
Освещение экспозиции - комбинированное: верхнее - через купол и боковое - через узкий ленточный проём, протянутый вдоль пандуса под его основанием. Композиционной и функциональной особенностью интерьера музея является сочетание крупного озелененного пространства атриума и относительно ограниченных пространств вдоль пандуса, обращенных в атриум. Функционально обусловленная схема построения пространства музея определила и построение его внешнего объёма в виде своеобразной улитки. Её уникальный, замкнутый, "самодостаточный" объём вкомпанован в застройку вне зависимости от структуры последней. Райт был исключительно самобытным и одарённым архитектором, которому посчастливилось иметь и уникальное творческое долголетие. Поэтому, говоря об органичной архитектуре, трудно назвать сомасштабное ему имя, хотя в области органичной архитектуры продолжают работать многие архитекторы, в том числе и ученики Райта.
План терминала ТУА аэропорта Кеннеда, 1956-1962, арх. Э. Сааринен. Принципам органической архитектуры следовал в 1960-70-х годах Ээро Сааринен. Силуэт и план терминала ТУА в аэропорту Кеннеди напоминают летящую птицу или бабочку.
В 1990-е годы термин "органическая архитектура" применяют к творчеству Имре Маковича. Неф часовни в Фаркасете похож на грудную клетку огромного животного, вход в церковь в Съерке напоминает сову. Все аго здания имеют покрытие, напоминающее кожу крокодила или чешую рыбы.