Зарегистрируйтесь без указания e-mail всего за 1 минуту! Скорее нажмите сюда!
Amor Ex Machina? Maybe.
 

АрхиДомик
СОВРЕМЕННЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СТИЛИ 11


➜ главная Домика
Вы не залогинились! Ваш статус в этом ДоМиКе - гость.
В домике онлайн: 0, замечено за сутки: 0

вернуться на список тем

lisena1  
СОВРЕМЕННЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СТИЛИ 11
lisena1
СЛИК-ТЕК -Своеобразная ветвь хай-тека, стиль глянцевого преимущественно стеклянного блеска фасадных поверхностей. Тема "стеклянного дома", начиная с "Хрустального дворца" Д. Пекстона почти 150 лет продолжает волновать воображение архитекторов. С начала ХХ в. она остается и в 20-е гг. нереализованной мечтой функционалистов - бр. Весниных, В. Гропиуса, Ле Корбюзье, Мис ван дер Роэ, отражаясь лишь, в их проектах. В 30-е гг. есть отдельные случаи реализации мечты, но только с одной стеклянной плоскостью главного фасада здания Центросоюза в Москве и общежития Армии спасения в Париже Ле Корбюзье.
Наконец, в 50-е гг. благодаря в основном творчеству американского периода Мис ван дер Роэ особенно Сигрэм-билдинг начинается триумфальное шествие "стеклянной архитектуры" интернационального стиля по всему миру. Современные технологии предлагают широкий ассортимент разнообразных по форме, цвету и физико-техническим свойствам светопрозрачных материалов, существенно расширивших палитру возможных новых архитектурных решений. Были разработаны и новые системы крепления стеклянных листов и панелей к несущему остову здания, размещённому с внутренней стороны ограждений. Особенно привлекала возможность выполнения криволинейных-цилиндрических и сферических светопрозрачных конструкций.

Застекленный фасад Сигрэм-билдинг, Нью-Йорк, 1958, арх. Мисс Ван дер Роэ, Ф. ДжонсОсобенностью слик-тека стало преимущественное применение светоотражающего зеркального стекла. Оно дало эффект "дематериализации" здания: его зеркальные фасады отражали меняющийся внешний мир, но размывали, маскировали истинные иногда очень крупные размеры зданий, что дало повод Л, Мумфорду назвать их "застенчивыми слонами".
Новые криволинейные светопрозрачные конструкции позволили, наконец, реализовать давнюю мечту архитекторов от Леду и Буало до Леонидова создать здания-шары. Их строят в разных городах и странах. В частности в Париже в 80-е 90-е гг. построены здания-шары в комплексе Дефанс и парке Ла Виллет.
Однако нейтральность гладкой блестящей стеклянной поверхности создает определённые композиционные ограничения. Поэтому неслучайно с 80-х гг. архитекторы прибегают к разнообразным вариантам сочетания в композиции светопрозрачных элементов с непрозрачными. Такие сочетания придают необходимый индивидуальный характер зданиям, в основе которых часто лежит достаточно тривиальная объёмная форма.

Таковы три следующих примера очень известных современных зданий, в основе композиции которых лежит форма стеклянного цилиндра: торговое здание на пл. Св. Стефана в Вене, комплекс "ам Уфер" - министерства внутренних дел ФРГ в Берлине, опера-Бастиль в Париже. В первом - стеклянные цилиндры торговых залов вырастают из ступенчатого основания, сформированного железобетонными кессонными панелями "на комнату". Во втором - подковообразное и плане здание из радикально реконструированного старого кирпичного объекта выходит на набережную р. Шпрее двумя высотными стеклянными цилиндрами, опоясанными на отметке двух третей от основания трехэтажной "обвязкой" с кирпичной облицовкой, которая увязывает новые формы с фактурой исторической старой кирпичной части здания. Наконец, в третьем - на синевато-зелёный основной стеклянный цилиндрический объём театрального здания по наклонной секущей навешены уступами белые непрозрачные панели с каменной облицовкой;
"Оранажерейная" тема полностью стеклянного здания стала в последние годы по преимуществу основной в респектабельной "коммерческой" архитектуре преуспевающих фирм и банков многих стран: от голубых кристаллов Уником-банка и Высшей школы международного бизнеса, зеленого стеклянного "газгольдера" Газпрома в Москве до парада стеклянных небоскрёбов финансового центра на набережной Гудзона в Нью-Йорке
lisena1  
ФУНКЦИОНАЛИЗМ
lisena1
ФУНКЦИОНАЛИЗМ сформировался в начале 1920-х гг. и охватил не только архитектуру, но распространился широко и повсеместно на весь предметный мир - мебель, одежду, книжную графику, сценографию, заложил теоретическую и практическую базу дизайна.
Идеи архитектурного функционализма первоначально формировались в виде литературных манифестов, "бумажных" проектов, теоретических трудов. Его целями провозглашались оздоровление городов, улучшение жизни их населения на основе достижений социального и научно-технического прогресса.
Так, например, излагал в письме к Ле Корбюзье эти цели выдающийся отечественный теоретик и практик архитектуры М. Гинзбург: "Нас не связывает прошлое. Мы знаем, что современный город смертельно болен, но не желаем его лечить. Наоборот, мы хотим его разрушить и заменить новыми социалистическими формами расселения людей, лишенными внутренних противоречий, как пережитков капитализма".
Функция, как основа эстетики формообразования, являлась идеологической основой творчества мастеров Баухауза, получив отражение в крылатой формуле Бруно Таута: "Что хорошо функционирует, хорошо и выглядит".
Вилла "саввой" в Пуасси, 1929-1931, арх. Ле Корбюзье и Пьер Жаннере
Павильон "Барселона", 1929, арх. Мис Ван дер Роэ. Фасад и план. Колоссальное влияние на формирование композиционных приёмов в архитектуре ФУНКЦИОНАЛИЗМА оказали опубликованные Ле Корбюзье в его книге "Лучезарный город" пять принципов проектирования зданий:
- на открытых столбах, отрывающих здание от грунтовой сырости;
- с совмещённой плоской железобетонной крышей-садом, предоставляющей жителям дополнительную рекреационную территорию;
- со свободной планировкой внутренних пространств, которую обеспечивает замена внутренних стен колоннами каркаса;
- с ленточными окнами, повышающими освещённость помещений;
- со свободной композицией фасадов, которая достигается заменой несущей конструкции наружных стен на ненесущую, при переходе на каркасную конструктивную систему. Четкость и рецептурный характер этих композиционных положений способствовали их повсеместному распространению, и в течение нескольких десятилетий "пять принципов Ле Корбюзье" вошли в архитектурную практику.
В представлениях и трудах идейных лидеров функционализма - Ле Корбюзье, В. Гропиуса, Т. ван Дусбурга, М. Гинзбурга - произошло слияние архитектурно-технических и социальных идей, сформировалось представление о возможности архитектурными средствами преобразовать социальную картину жизни людей. Предполагалось, что за счет экономической эффективности новой строительной техники окажется возможным создать достойное жилище и полноценную городскую среду для наименее обеспеченной и самой многочисленной части горожан. Унифицированность облика и геометризм заводских изделий расценивались мастерами новой архитектуры как эстетическое средство гармонизации и обеспечения художественного единства застройки. Ле Корбюзье в 1923 г. писал: "Промышленность разливается, как река, затопляющая берега, несёт нам новые средства, отвечающие этому новому времени и его духу... Надо создать дух серийности, стремление жить в серийных домах, проектировать дома, как серии.."
Ориентируясь на широкое применение в композиции стандартных конструкций заводского изготовления, функционализм отказывается от эстетических возможностей традиционных материалов и конструкций- естественного камня, дерева, кирпичной кладки. Каменная кладка, как правило, штукатурилась, причем штукатурка часто имитировала бетон. Таким образом, ведущими эстетическими постулатами функционализма становились:
- геометризм " архитектура прямого угла";
- антидекоративизм
- эстетика механически обработанных поверхностей строительных конструкций заводского изготовления
Весьма сдержанно относился модернизм и к введению цвета в архитектуру. Объекты раннего функционализма обычно монохромны - либо серый бетонный колорит, либо "белый, купающийся в солнечных лучах".
lisena1  
ХАЙ-ТЕК
lisena1
ХАЙ-ТЕК - эстетическое течение в архитектуре, сложившееся в 70-е гг. представляет собой современную модификацию техницизма, исповедующего радикальное обновление языка архитектуры под влиянием технического прогресса. Хай-тек - символическое отражение века "высоких технологий" ракетно-космических объектов в архитектуре крупных общественных зданий. В известной мере хай-тек является последним в ХХ в. этапом эстетического освоения новых технических форм, начатого конструктивистами 20-х гг. и продолженного структуралистами в 60-х.
От предшествующих этапов хай-тек отличает только ему присущий демонстративный супертехницизм, при котором функциональное применение строительных конструкций, инженерных систем и оборудования перерастает в декоративно-театрализованное с элементами преувеличения, а иногда и иронии. В отличие от конструктивизма и структурализма, основными средствами выражения у которых служили конструкции на основе железобетона и стекла, хай-тек ориентирован на эстетическое освоение металлических конструкций в сочетании со стеклом. Кроме того, хай-тек активно включает в архитектурную композицию зданий элементы их инженерного оборудования - воздуховоды, вентиляционные шахты, трубопроводы.
Штаб-квартира компании "Оливетти-Дойчленд", Германия, 1968-1972, арх. Эгон Эйерманн
Опираясь на сугубо технологическую практику промышленных предприятий маркировать различными цветами трубопроводы разных инженерных систем, хай-тек стал использовать этот прием в общественных зданиях уже в качестве композиционного средства.
Часто композиционными соображениями подчёркнутой "техничности" диктуется преувеличение габаритов сечений несущих конструкций, громоздкость конструкций и узлов, их спряжений, избыточное число и сечения диагональных крестовых связей и т. п.
Дальнейшее развитие хай-тека проходит в борьбе двух тенденций, начатых парижским Центром им. Помпиду и берлинским конгресс-халле: нарочитого усложнения внешнего объёма здания второстепенными техническими и технологическими аксессуарами и тяготением к тектонической ясности сооружения.
Центр искусств им. Ж. Помпиду в Париже, 1972-1979 гг., арх. Р. Пиано и Р. РоджерcПримером развития первого направления служит здание страховой компании Ллойда в лондонском Сити, построенного по проекту Р. Роджерса одного из авторов Центра им. Помпиду в 1986 г. Чёткий прямоугольный объём здания по каждой из сторон "оброс" относительно мелкими прямо - и криволинейными пристройками, для размещения коммуникаций, лифтов, лестниц, технологических балконов и т. п. Именно они дробят основную чёткую форму сооружения, придавая композиции задуманный автором эффект особой техничности облика, дополненный многочисленными расположенными на фасаде трубами, блеском металлических листов ограждений технологических балконов и т. п.
Примером развития второго направления хай-тека может служить построенное в том же 1986 г. и то же англичанином Н. Фостером здание высотного офиса банковской корпорации Шанхай-Гонконг в Гонконге. Преимуществом архитектурной композиции Гонконг-банка при всей сложности конструктивного решения является чёткая структурность образа, контрастирующая с "замутнённостью" композиции Центра им. Помпиду и страховой компании Ллойда. К концу 90-х гг. второе направление развития хай-тека становится главенствующим. В этом отношении наиболее ярким примером позднего хай-тека стала композиция здания Европейского суда по правам человека в Страсбурге, построенного по проекту Р. Роджерса в 1997 г. Проектируя его, автор руководствовался собственной идеологической программой "создать немонументальный монумент" - здание весьма социально значимое. Композиция здания Европейского суда при всей её функционально обусловленной сложности и асимметричности в целом обладает крупной легко прочитываемой формой, лишенной назойливой дробности раннего хай-тека. Облик здания оживляет введение цвета. Ярко красный цвет Ч-образных связей на фасадах залов заседаний и технологических надстроек согревает холодный блеск алюминиевой облицовки.

Тук-тук-тук! Кто в домике живет? Наверное, мышка-норушка, как всегда... Ну там еще зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка... А вас тама, похоже, нет!

Почему? Да потому что на Мейби нужно сначала зарегистрироваться, а потом подать заявку на прописку в ДоМиКе.

Попасть в "15 мин. Славы" ⇩