ФУНКЦИОНАЛИЗМ сформировался в начале 1920-х гг. и охватил не только архитектуру, но распространился широко и повсеместно на весь предметный мир - мебель, одежду, книжную графику, сценографию, заложил теоретическую и практическую базу дизайна.
Идеи архитектурного функционализма первоначально формировались в виде литературных манифестов, "бумажных" проектов, теоретических трудов. Его целями провозглашались оздоровление городов, улучшение жизни их населения на основе достижений социального и научно-технического прогресса.
Так, например, излагал в письме к Ле Корбюзье эти цели выдающийся отечественный теоретик и практик архитектуры М. Гинзбург: "Нас не связывает прошлое. Мы знаем, что современный город смертельно болен, но не желаем его лечить. Наоборот, мы хотим его разрушить и заменить новыми социалистическими формами расселения людей, лишенными внутренних противоречий, как пережитков капитализма".
Функция, как основа эстетики формообразования, являлась идеологической основой творчества мастеров Баухауза, получив отражение в крылатой формуле Бруно Таута: "Что хорошо функционирует, хорошо и выглядит".
Вилла "саввой" в Пуасси, 1929-1931, арх. Ле Корбюзье и Пьер Жаннере
Павильон "Барселона", 1929, арх. Мис Ван дер Роэ. Фасад и план. Колоссальное влияние на формирование композиционных приёмов в архитектуре ФУНКЦИОНАЛИЗМА оказали опубликованные Ле Корбюзье в его книге "Лучезарный город" пять принципов проектирования зданий:
- на открытых столбах, отрывающих здание от грунтовой сырости;
- с совмещённой плоской железобетонной крышей-садом, предоставляющей жителям дополнительную рекреационную территорию;
- со свободной планировкой внутренних пространств, которую обеспечивает замена внутренних стен колоннами каркаса;
- с ленточными окнами, повышающими освещённость помещений;
- со свободной композицией фасадов, которая достигается заменой несущей конструкции наружных стен на ненесущую, при переходе на каркасную конструктивную систему. Четкость и рецептурный характер этих композиционных положений способствовали их повсеместному распространению, и в течение нескольких десятилетий "пять принципов Ле Корбюзье" вошли в архитектурную практику.
В представлениях и трудах идейных лидеров функционализма - Ле Корбюзье, В. Гропиуса, Т. ван Дусбурга, М. Гинзбурга - произошло слияние архитектурно-технических и социальных идей, сформировалось представление о возможности архитектурными средствами преобразовать социальную картину жизни людей. Предполагалось, что за счет экономической эффективности новой строительной техники окажется возможным создать достойное жилище и полноценную городскую среду для наименее обеспеченной и самой многочисленной части горожан. Унифицированность облика и геометризм заводских изделий расценивались мастерами новой архитектуры как эстетическое средство гармонизации и обеспечения художественного единства застройки. Ле Корбюзье в 1923 г. писал: "Промышленность разливается, как река, затопляющая берега, несёт нам новые средства, отвечающие этому новому времени и его духу... Надо создать дух серийности, стремление жить в серийных домах, проектировать дома, как серии.."
Ориентируясь на широкое применение в композиции стандартных конструкций заводского изготовления, функционализм отказывается от эстетических возможностей традиционных материалов и конструкций- естественного камня, дерева, кирпичной кладки. Каменная кладка, как правило, штукатурилась, причем штукатурка часто имитировала бетон. Таким образом, ведущими эстетическими постулатами функционализма становились:
- геометризм " архитектура прямого угла";
- антидекоративизм
- эстетика механически обработанных поверхностей строительных конструкций заводского изготовления
Весьма сдержанно относился модернизм и к введению цвета в архитектуру. Объекты раннего функционализма обычно монохромны - либо серый бетонный колорит, либо "белый, купающийся в солнечных лучах".