В архитектуре ЭКСПРЕССИОНИЗМ представляет собой ветвь общего экспрессионистического направления в искусстве, объединившего литературу Ф. Кафка, музыку А. Скрябин, А. Шёнберг, Г. Малер, кино Р. Вине, Р. Райнер, изобразительные искусства В. Кандинский, К. Кольвиц, П. Клее. В архитектуре его первые яркие проявления относятся к 1919-1922 rr. Экспрессионистическим архитектурным произведениям присуща подчёркнутая эмоциональная выразительность композиции, иногда достигаемая за счёт заострённости, гротескности, нарочитой деформации привычных архитектурных форм, либо вообще отказа от них с формированием композиции по принципам скульптуры.
Центром возникновения архитектуры экспрессионизма в 1920-х гг. становится Германия, а её ведущими мастерами Э. Мендельсон 1887- 1953, Г. Шарун 1893-1972, Г. Пёльциг 1969-1926, Г. Хёринг 1882-1958 гг..
Наиболее ярким в этот период было творчество Э. Мендельсона, осуществившего к началу 1930-х гг. большинство своих крупных произведений. Построенное им в 1921 г здание астрофизической лаборатории в Потсдаме, более известное под названием "Башня Энштейна", стало символом экспрессионизма в архитектуре. Оно запроектировано как своеобразное здание-скульптура с пластичными монолитными железобетонными формами, почти исключающими ортогональные сопряжения. В архитектуре башни её объёмная форма явно преобладает над решением внутренних пространств.
В 1920-е - начале 1930-х гг. Э. Мендельсон проектирует и строит много гражданских, промышленных и многофункциональных объектов в Берлине, Хёмнице, Штутгарте, Бреслау, Ленинграде и др. городах. Используя, подобно функционалистам, современные ему конструкции каркас, ленточные окна, плоские крыши и пр., он отрицает их композиционный аскетизм. В отличие от ортогональных, монохромных решений модернистов, Мендельсон использует контраст ортогональных форм с криволинейными, динамичную асимметрию, выделяя объёмом или формой угловой участок или торец здания, вводит в композицию башенные объемы, применяет полихромные решения фасадов с контрастами цвета и фактуры отделочных материалов фасадов. Эти приёмы в разнообразных вариантах были им применены для зданий многоэтажных универмагов в Штутгарте, Бреслау, Хёмнице. Наиболее ярко эти композиционные приемы отражены в многофункциональном здании с кинотеатром "Универсум" ныне театр Шаубюне, построенном Мендельсоном на Курфюрстендамм в Берлине в 1926 - 1928 гг.
Башня Эйнштейна, 1921 г., арх. Э. Мендельсон