Начало Святок.
Канун Рождества (Рождественский сочельник) и Рождество. Обход дворов. Засевание. Козули.
"День Рождества повсеместно отмечался славлением Христа, а в некоторых районах России был также распространен обряд посевания изб. Эти обряды представляли собой праздничные обходы крестьянских дворов небольшими группами детей, молодежи, взрослых мужчин и женщин с рождественскими поздравлениями и пожеланиями благополучия. Благодарные хозяева раздавали им "козульки" ("коровки") - печенье в виде домашних животных и птиц, изготовленное в сочельник.
Рождество, открывавшее Святки, было первым днем выполнения различных обрядов, которые должны были обеспечить благополучие в наступающем солнечном году, предохранить от бед и несчастий дом, семью, скот, помочь узнать будущее. В Рождественский сочельник начинали колядовать ("кликать овсень", "петь виноградье", "звать Коляду"), гадать о судьбе".
(И. И. Шангина. От Святок до святок И. Шангина, А. Некрвлова. Русские праздники. СПб. 2015: "Азбука")
"На Рождество малые ребята с утра с туесками славили, мы подавали калачи и козульки... Которые съедят которые оставят. Так еще в Первую мировую войну было, а после революции - уж нет...
Днём - большие ребята со звездой. Вечером - старики с мешком. Идут со своей брагой. А закуску выславят - кто шаньгу, кто тетеру подаст, кто рыбу. Потом собираются все вместе. Варят селянку (суп из глухаря). Пьют и едят. Потом песни-пляски. Женщины в шалях. У кого гарусная, у кого суконная (шерстяная). Мужики в малицах (шубы из овчины без застежки)".
Из рассказа Семеновой Марии Герасимовны (1907 г. р., с. Ценогоры)
(Н. А. Филёва. Рассказывают мастера: из материалов экспедиций по Архангельской области в 70-80-е годы XX века. - Архангельск: ОАО "ИПП "Правда Севера", 2014).