Получив начальное образование дома, юный Владимир Даль отправился на учебу в петербургский Морской кадетский корпус. Через пять лет после завершения курса он отправился служить в звании мичмана. Сначала это был Черноморский флот, а после служба на судне Балтийского флота. Воспоминания об этом периоде вошли в повесть "Мичман Поцелуев, или Живучи оглядывайся". Кадетские жаргонные слова в количестве 34 штук вошли в юношеский "микрословарь" будущего лексикографа и этнографа.
Военно-морская служба один из многочисленных фактов биографии создателя толкового словаря, и далеко не единственный. Далее было поступление в Дерптский университет на медицинское отделение, преждевременная сдача выпускных экзаменов и участие в Русско-Турецкой и Польской компаниях в качестве военного врача.
Позднее Владимир Иванович оставил хирургическую практику. Но бывших врачей не бывает. Даль осознал это, когда узнал о произошедшей дуэли А. С. Пушкина и его смертельном ранении. Он сделал всё возможное, чтобы спасти жизнь великому поэту и близкому другу. Затем он вместе с доктором Иваном Спасским проводили посмертное вскрытие и исследования.
Александр Сергеевич Пушкин незадолго до своей трагической кончины вручил Далю небольшой подарок золотой перстень. Он носил его, не снимая, и считая своим лучшим талисманом. После Даль рассказывал, что каждый раз, когда он смотрел на кольцо, ему хотелось немедленно взяться за перо.
Первые стихотворения Даля были опубликованы в журнале "Славянин" в 1820 году. Далее из-под его пера вышло немало лирических произведений, повестей и сказок. Но главный успех пришелся на выпущенную в 1832 году книгу "Русские сказки из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый".
Предки Владимира Даля были выходцами из Дании. В течение всей жизни он сохранял и поддерживал религию своей семьи, и исповедовал лютеранскую веру. Однако перед концом он всё-таки принял православие, поскольку не чувствовал внутренней связи с датским народом, его традициями и обычаями. По его признанию, единственным отечеством его была Россия.