В XVII веке меню рождественского обеда не отличалось особенными кушаньями, оно включало традиционные парадные блюда русского стола.
И знатные люди, и простые горожане тщательно готовились к праздничному застолью. Имперский посланник Иоганн Корб, посетивший Москву в 1698 году накануне Рождества, с удивлением описывал обстановку в столице: "В канун Рождества... на всех площадях и перекрестках можно было видеть огромное изобилие мяса: ... невероятное множество гусей... битых поросят... кажется, хватило бы на целый год, такое же число... быков и разного рода птицы, казалось, что они слетелись в один этот город из целой Московии".
Праздничный стол поражал своим размахом и невероятным изобилием блюд, особенно мясных. В "Рождественский мясоед", то есть время после окончания Филипповского поста до начала Масленой недели, любили разнообразную дичь: зажаренных рябчиков, тетеревов, куропаток, которых дополняли разносолами - маринованными сливами и солеными лимонами. Традиционным рождественским блюдом была свинина, к столу подавались поросята "верченые и рассольные", свиные головы под чесноком, окорок со студнем.