"В обрушившемся на нас шквале извинений поражает неуместность. Вообще очень во многих случаях извинения неуместны. Например, когда вы совершили умышленное преступление, которое свидетельствует о глубоком непонимании вами этики и морали. Допустим, человек ограбил на остановке бабушку, украл у нее продукты и вот приносит извинения. За что? За то, что родился способным украсть у старушки масло? Но он ведь не за это ждет извинений, не за свою натуру, потому что общество прекрасно понимает, что человек, родившийся способным на такое преступление, должен быть изолирован, если это его натура. Какие могут быть извинения? Ты уже родился, ты уже ограбил...
С голой вечеринкой также. За что извинения? Тем более, если все эти звезды употребляют глагол с распространенной просторечной ошибкой. Ведь -ся это возвратная частица. Одеваться - одевать самих себя. Стираться - стирать самих себя. Извиняться - извинять самих себя. Перед собой. Понятно?
Но это придирки. По сути все понятно: люди вклинились в предновогоднюю повестку с извинениями, потому что просто боятся того же, что здоровое общество делает с девиантом, который грабит бабушку: изоляции
Вы уже показали себя неуместными, пошлыми, безвкусными. Вы такие. Это натура. Нормальная реакция общества - отодвинуться от вас. Да, не все там раздевались до носков. Билан был сдержанно одет, да. Орлова из "Блестящих". И много кто еще. Но они ведь пришли туда. И не все немедленно ушли.
Можно сколько угодно говорить о том, что и мы бы с вами, дескать, туда
отправились, если бы нас позвали. Но факт остается фактом: мы туда не ходили, не фотографировались, не показали себя пошлыми, а они показали. Если бы это были какие-нибудь бухгалтеры с самосвального завода, которые тайно бы развлекались в ночи, вопроса бы не было. Но пришли не тайно. И пришли, дабы, в том числе, Ивлеева смогла на следующий день привлечь на такую вечеринку уже обывателей и за деньги.
Меня вообще, повторяю, практика извинений за многие проступки удивляет: зачем? Особенно если они делаются таким злым и раздраженным голосом, каким записал извинения Киркоров. Вы видео видели? Человек злится, что его отвлекли на такой пустяк.
Есть уйма случаев, когда общество ждет от подобных своих членов не извинений, а искупления или изоляции. Не тот случай, когда человек оступился. Оступился - когда ненамеренно сбил пешехода и растерялся от страха. Можно поверить, что это не от дрянной натуры.
А если ты заранее спланировал появление на вечеринке полуголым и в 60 лет, как Лолита Милявская, ползал по полу со стаканом в руке, это уже твоя природа. Ты такой. Общество показывает на тебя пальцем и говорит: "Ну и ну! Не хотим иметь с тобой ничего общего"
Если ты бухгалтер в поликлинике, тебя не увидят просто, когда ты голый станешь ползать, и не увидят после. А если ты телезвезда, которая 30 лет мозолит гражданам глаза, да еще частично за госсчет, люди, разумеется, могут захотеть предпринять действия, чтобы тебя не видеть. Как им это обеспечить? Они просто взяли и заявили, что не будут смотреть на тебя в телевизоре. То есть, проинформировали, в конечном счете, рекламодателей, которые рассчитывают подогнать под твою физиономию рекламу.
Нет никакого консервативного ренессанса, есть гражданское общество. "Мы не хотим на них смотреть, а вы решайте, как вам быть". И все. Какие-то общественники пишут куда-то заявления - это крайности. Большинство отреагировавших ничего никуда не пишут и не требуют, они просто известили телеменеджеров, что не намерены дальше терпеть этих звезд.
Откровенно говоря, звезды надоели давно. Сколько лет идет с ними борьба? Певцы состарились на сцене, а все не могут отойти от кормушки. Люди, телезрители, отчаялись увидеть обновленную эстраду. А теперь еще застали опостыливших звезд в таком неприглядном виде.
Народ говорит "Не хотим смотреть, надоели!" А звезды в ответ бормочут извинения. К кому они обращены? Если к телезрителям, то звучит все примерно так:
"Да, мы такие вот пошляки, мы вообще-то неумны, не очень образованы, мы родились с отсутствием вкуса, вы увидели нас настоящими, но мы жалеем только о том, что до вас дошли фото и видео, мы не изменимся, потому что в таком возрасте никто уже натуру переменить не сможет, но мы обещаем, что больше до вас подобные фото не дойдут, впредь в носке вместо трусов мы будем плясать тайно, а из телевизора не уйдем, не дождетесь"
И ясно, что записывают они свои извинения для АП, для высокопоставленных медиаменеджеров, которые сейчас и будут решать, пускать посетителей голой вечеринки в эфиры или нет. Вот только все в конечном счете снова упирается в деньги. Все эти "огоньки" возможны лишь при условии, что их будут смотреть десятки миллионов, которые окупят производство передач просмотром рекламы.
Годами игнорировали волю этих миллионов, а теперь они внятно сказали, что с них хватит. И что? Это, в общем-то, институт репутации. Маргарита Симоньян сегодня написала вдруг: типа, хотели институт репутации? Вот, кушайте не обляпайтесь.
Так отлично же! И не раз было отмечено, что, несмотря на все стенания либеральной и пролиберальной общественности, институт репутации и гражданское общество наконец зародились не в либеральной, а в консервативной и патриотической среде. И я ничего, кроме радости, по этому поводу испытывать не могу как журналист, который больше 15 лет писал о необходимости этого института.
Репутацию можно подмочить разными способами. Можно споткнуться на гололеде и упасть белыми штанами в грязь. Можно, как уже отмечено выше, случайно попасть в ДТП. А можно родиться человеком, который в 60 лет будет в прозрачном костюме ползать со стаканом по полу
Кого общество захочет от себя дистанцировать? Бедолагу, поскользнувшегося из-за плохой расчистки тротуаров? Невнимательного водителя, не справившегося с управлением, или пожилую женщину, ползающую со стаканом на вечеринке?
Все нормально. Вы такие, мы такие. Вы нам неприятны. Вы имеете право не смотреть на нас, мы - на вас. О чем разговор вообще? И какие могут быть извинения? Вы уже разделись. Уже голыми станцевали. Уже отползали со стаканами. Всё! Мы уже составили мнение. Никто не изменится. Не надо нас оскорблять и называть турбоохранителями только за то, что мы со стаканами никуда не ползали.
Самая нормальная и здоровая реакция, которая бы однозначно была в западном обществе: люди молча, без всяких громких заявлений, отвернулись бы от этих звезд, а звезды бы молча отовсюду со стыдом ушли, понимая, что стали неприятны.
Молча! Без взаимных разоблачений и оскорблений!
Но так как в нашей стране и гражданское общество, и практика отслеживания репутации еще очень молоды, у нас все идет тяжело, с эксцессами и взаимными обидами. Однако не переживайте, это ненадолго: все уложится, сядет по размеру. Станем жить нормально. И каждый будет знать, что если его покажут голым на полу со стаканом в руке, то ему в эту руку никто руки не подаст. Дайте людям с институтом репутации освоиться. И, главное, не позволяйте этим голозадым пошлякам ради их собственной выгоды расшатать институт на корню. Пусть себе живут спокойно, но без эфиров.
*** что до претензии налоговой к Ивлеевой, то тут скорее к налоговой претензии - пока она изумруд на зад не нацепила, ее никто не замечал?
*** вообще же, про "огоньки" я все вчера сказала в колонке для "Альтернативной литературы": закрыть их на год-два, проветрить, прокварцевать и набирать новых певцов". .. (Анастасия Миронова)