Почему Настасья Филипповна мечется между Рогожиным и Мышкиным?
Бахтин в "Проблемах поэтики Достоевского" обращает внимание на то, что мотивировки поступков героев, в частности Настасьи Филипповны, часто лежат не в плоскости бытовой психологии. Ею метания героини между двумя персонажами объяснить невозможно (или можно, но тогда она окажется просто кокоткой, которая не может определиться со своими желаниями).
Настасья Филипповна, как и князь, чутко откликается на тех, кто её окружает. Только не словом и не разговором, а действием. "Реальные голоса Мышкина и Рогожина переплетаются и пересекаются, - пишет Бахтин, - с голосами внутреннего диалога Настасьи Филипповны. Перебои её голоса превращаются в сюжетные перебои её взаимоотношений с Мышкиным и Рогожиным" 10 #8288;. Каждый из героев провоцирует героиню на то, чтобы она проявляла себя определённым образом, откликалась на их "голоса". Самый характерный пример - смена интонации после монолога Мышкина ("... Вы уже до того несчастны, что и действительно виновною себя считаете"). До того говорившая исключительно с вызовом ("... Я замуж выхожу, слышали? За князя, у него полтора миллиона, он князь Мышкин и меня берёт!"), она внезапно отвечает: "Спасибо, князь, со мной так никто не говорил до сих пор". С Рогожиным же она называет себя "рогожинской": "А теперь я гулять хочу, я ведь уличная!" Этой полифоничностью, а не психологией героини стоит объяснять истеричность, неоднородность её образа. Она не столько истеричная, сколько чуткая и готовая поддаться любому импульсу извне.