15 декабря МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ЧАЯ
---
Час дружеских бесед у чайного стола!
Хозяйке молодой и честь, и похвала!
По-православному, не на манер немецкий,
Не жидкий, как вода или напиток детский,
Но Русью веющий, но сочный, но густой,
Душистый льётся чай янтарною струёй.
Прекрасно!.. Но один встречаю недостаток:
Нет, быта русского неполон отпечаток.
Где ж самовар родной, семейный наш очаг,
Семейный наш алтарь, ковчег домашних благ?
В нём льются и кипят всех наших дней преданья,
В нём русской старины живут воспоминанья;
Он уцелел один в обломках прежних лет,
И к внукам перешёл неугасимый дед.
Он русский рококо, нестройный, неуклюжий,
Но внутренно хорош, хоть некрасив снаружи;
Он лучше держит жар, и под его шумок
кипит и разговор, как прыткий кипяток...
Повсюду на Руси святой и православной
Семейных сборов он всегда участник главный.
Нельзя родиться в свет, ни в брак вступить нельзя,
Ни "здравствуй!" ни "прощай!" не вымолвят друзья,
Чтоб, всех житейских дел конец или начало,
Кипучий самовар, домашний запевало,
Не подал голоса и не созвал семьи
К священнодействию заветной питии.
Так замечательно описывает Пётр Вяземский русское чаепитие в поэме "Самовар" (29 декабря 1838 г., Франкфурт).
Традиционное русское чаепитие - это удивительный ритуал, не лишенный глубочайшей философии, пропитанный аурой таинственности и значимости происходящего.
Ни одна чайная церемония не обходится только лишь вкушением напитка, она помогает обрести душевное равновесие, гармонию, достичь взаимопонимания между присутствующими.
Чай давным-давно вошел в жизнь русского человека, став неким утешением в дни печали.
Как, например, в стихотворении Александра Блока:
На улице - дождик и слякоть,
Не знаешь, о чем горевать.
И скучно, и хочется плакать,
И некуда силы девать.
Глухая тоска без причины
И дум неотвязный угар.
Давай-ка, наколем лучины,
Раздуем себе самовар!
Авось, хоть за чайным похмельем
Ворчливые речи мои
Затеплят случайным весельем
Сонливые очи твои.
За верность старинному чину!
За то, чтобы жить не спеша!
Авось, и распарит кручину
Хлебнувшая чаю душа!
Или, напротив, поводом разделить радость с близкими.
Философскую составляющую чайных посиделок не могли не заметить русские деятели искусства.
Александр Сергеевич Пушкин отводит место чаепитию в романе "Евгений Онегин":
Смеркалось; на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился лёгкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам тёмною струею
Уже душистый чай бежал,
И сливки мальчик подавал...