Зарегистрируйтесь без указания e-mail всего за 1 минуту! Скорее нажмите сюда!
Amor Ex Machina? Maybe.
 

Литературный домик
Лучи любви и толерантности


➜ главная Домика
Вы не залогинились! Ваш статус в этом ДоМиКе - гость.
В домике онлайн: 0, замечено за сутки: 9

вернуться на список тем

Ольга  
Лучи любви и толерантности
Ольга
Интересный текст, осмелюсь процитировать, просто наблюдения, личные мнения, не более: "Текст, связанный немного с прошлым о похвалах себе и членам семьи. Тут вот вы увидите как у евреев с этим вопросом.
___
На днях знакомый спросил меня умнее ли евреи, на мой взгляд, чем русские. Спросил потому, что я много лет прожила за границей и община, в которой я жила, лишь процентов на 30, по моим прикидкам, русская. Большинство же "русскоязычные". Решила прояснить этот вопрос для всех.

По моим наблюдениям, евреи не умнее русских. Они опытнее. Тот факт, что они тысячи лет как рассеяны, дал им такой опыт, что другие народы не только русские по сравнению с евреями дети. Даже русские эмигранты, прожившие лет 20 за границей, уже имеют такие "еврейские" черты, как повышенная приспосабливаемость к условиям. Они менее застенчивы, более пробивные люди и если пустить их вокруг стульчика под музыку наперегонки с россиянами, скорее всего, эмигранты выиграют. Ну, я образно, конечно.

Оседлый человек ощущает безопасность. Он в гуще своих. Это как безопасность военная, так и личная не в Москве тебе дадут работу, так в Питере. Не там, так в Самаре, не в Самаре, так в Новосибирске. А не нашел работу, поддержат родные, друзья, не дадут помереть. Совсем другие условия у эмигранта (и еврея, и не еврея). Если не лезть лезом, не привирать и не вынюхивать где что свободно, куда можно втиснуться пропадешь. Поэтому первое, на что я обратила внимание, попав за границу это беспардонные расспросы в общине. "А ты как сюда попала? По какому виду эмиграции? А деньги правительству показала? Где ты их взяла? А где работаешь? Начальник хороший? Почему тебя туда приняли? А коллектив из кого состоит по национальности? А зарплата какая? Ты замужем? А муж кто по профессии? Где работает? А как он смог туда устроиться? Мужа с собой привезла или тут нашла? А кто ты по национальности? Русская? Ну так мы все русские, а на самом деле?", ну и т. д.

Иногда тебя допрашивают с ходу, не давая вставить и слова. Чтобы оглушить, я так поняла, чтобы рассказала всё, не успев опомниться. Казалось бы, зачем человеку сведения сколько комнат у меня дома? Но вот даже такое спрашивают. Одна эмигрантка (действительно русская) расспрашивала меня часа два, придя ко мне в гости. Вплоть до: "Ты уроки танцев берешь? У кого? А платишь как чеком или наличкой? Нет, мне просто интересно учитель наличку берет?" (Тут я заподозрила сотрудничество данной дамы с налоговыми органами и решила защитить учителя, сказала что берет только чеком, налом никогда). В другой раз мальчик-еврей, внимательно слушал меня насчет где лечат аутизм и даже записал адрес. Когда я спросила зачем ему, 16-летнему канадскому подростку, сведения где в России лечат аутизм, он серьезно ответил, что в будущем может пригодиться. Мало ли...

Так что вот эта черта с одной стороны отвратительна беспардонность, с которой расспрашивают, с другой она дает людям информацию. Благодаря которой они могут лучше устроиться. А если ты вдруг станешь врагом, то можно и прищучить тебя, зная твою подноготную. У русских не принято лезть под кожу с вопросами, тем более личными. В итоге они выглядят интеллигентно, скромно, но доступ к информации теряют и искать работу или связи, что бы то ни было, им сложнее. Не говоря уж, не имеют ни на кого компромата.

Евреи сплочены. И это тоже, скорее всего, последствие жизни в рассеянии. Несплоченных их давно перебили бы, учитывая сколько стран их изгоняли. Паустовский в воспоминаниях рассказал, что однажды был свидетелем того, как в городке ночью вдруг раздались крики, вой в разных домах. Жуткое, писал, было ощущение. Оказалось, евреи узнали что будет погром и заранее все начали кричать, причем без команды сверху. Подняли шум и таким образом "отменили" погром.

И сейчас, вы наверное замечали, стоит обидеть одного, многие другие бросаются его защищать, и что немаловажно без призыва с его стороны. Совсем другое у нас одного избивают, другие "заняты", не замечают, советуют не обращать внимания. И даже позовешь не факт что придут на помощь. И это не то, чтобы мы были плохие. Это следствие того, что мы большой народ. Расслаблены. "Собака лает, караван идёт". Все малые народы, не только евреи, но и чеченцы, дагестанцы куда более сплочены. Обратится дагестанец к своему: "Ты даргинец и я даргинец, помоги", и, скорее всего, получит помощь. А у нас вы слышали когда-нибудь: "Я русский и ты русский, выбери поэтому меня, дай мне?" Нет. Для нас это не аргумент. Мы за справедливость. За качества, а не по крови выбираем. В итоге... ах, да что там говорить... Эта наша черта тоже имеет две стороны. С одной, потому у нас и империя, что мы справедливо относимся к инородцам и иноверцам и не выбираем друг друга только за то, что мы, русские, одной крови. С другой стороны, когда разные народы в сцепке и продвигают своих (те же армяне), а мы "справедливые", у нас в итоге на экране русским выглядит только Светлаков.

Подытожим: рассеяность по миру, скитания, дали евреям такие качества, как сплоченность и отсутствие стыдливости в поиске важной для лучшего устройства своей жизни информации.

Им присущи и такие эмигрантские качества, как рискованность, уверенность в себе, настойчивость, широкий взгляд на мир. Начну с последнего. Жизнь там и сям, конечно, расширяет знания о том, как функционирует этот мир, человек видит много нового того, о чем не знает оседлый житель. Эмигрант может перетащить это новое и полезное в страну, где такого нет, и на этом прекрасно заработать. Скажем, здесь уже изобрели машину для варки кофе, а там ее еще нет, и Изя может начать поставлять Фиме в другую страну эти самые машины, разбогатеют оба.

Насчет уверенности в себе. Без нее за границей делать нечего. Зубы на полку положишь. В разных школах для взрослых (получение новой профессии, курсы) там даже учат эмигрантов, что если предлагается работа, а ты не чувствуешь себя еще знающим ее достаточно, ври, что знаешь, "там, на месте, по ходу дела научишься". И действительно у многих так и происходит! Половину разоблачают и выставляют, но другая-то половина устояла... Получается, это правильно? Лично мне не нравится такое поведение, ко мне в газету приходили такие дизайнеры, которые даже не знали что такое межстрочное расстояние, я их не принимала, но... у других такая манера устройства на работу сработала.

Так вот, евреи, я заметила, часто говорят: "Я могу". Чего ни коснись - всё могут. Прихожу в ресторан писать о нем рекламную статью, выходит повар-еврей и говорит владельцу: "Зачем журналистку позвали? Я бы вам сам написал". Подсаживается ко мне дамочка-еврейка, узнает что я редактор газеты и сообщает: "Я вам тогда пришлю записки моего папы. Кто он? Русский писатель. Где? В Израиле. Он никому не известен, но я считаю он очень хорошо пишет. Опубликуете? Только заплатите гонорар, чтобы папе было приятно. Тогда он поймёт, что вам действительно понравилось".

О рискованности. Поскольку евреи живут по всему миру, общаются меж собой, делятся опытом и становятся свидетелями многочисленных историй быстрого взлета своих людей в элиту, этот опыт передается из уст в уста, и молодежь понимает, что "если тётя Сара смогла стать великой американской актрисой, почему я не смогу?" И какой-нибудь молодой Натан едет в Голливуд, устраивается в столовку, и вовсю мозолит глаза звёздам и продюсерам. В то время, как наши, русские люди, пишут мне: "И как вы решились жить за границей, я вот даже боюсь переехать в соседний город". И очень гордятся что живут всю жизнь на одном месте.

Так вот, рискованность, бесстрашие перед переменой мест, тяготение, как у рыбки, туда, где глубже, тоже приносит еврейскому народу дивиденды.

Настойчивость и "отсутствие комплексов" (мягко говоря) - еще одно качество, которое приводит его к успеху. Приведу примеры. Одна моя знакомая журналистка-еврейка очень хотела работать на телевидении. Но она была косая и картавила. Однако, это её не остановило и она договорилась с коммерческим телеканалом (в 90-е годы дело было) и ей дали задание сделать репортаж с фермы, где разводят норок. Дама сделала репортаж и его даже показали по ТВ. Но это был её первый и последний репортаж. Косые глаза ещё можно было перенести, но в сюжете несколько раз прозвучало "шкуйки нойки" (шкурки норки). Зрители обхохотались. И журналистку не приняли. Но, заметьте, её саму дикция не смущала!

Второй пример. Мне одно время в газету (я 14 лет издавала в Канаде "Комсомольскую правду") звонила женщина по имени Фира. Она уговаривала написать статью про её сына, но никак не могла обосновать почему я должна это делать. Сыну за полтинник, а она говорила: "Он в школе был отличником. И в вузе хорошо учился". Но этого недостаточно, обьясняла я. Она в ответ говорила, что он в Канаде сумел устроиться на завод "Бомбардье", своего рода достижение, может напишете об этом? Так вот, звонила она мне раз пять! И всегда получала отказ. Однажды она снова позвонила и уже говорила со мной как с другом (еще одна фишка сразу обязать человека: "Вы такая хорошая, я вас всегда читаю и очень люблю", в итоге слушаешь). Так вот, стала болтать со мной и мелькнуло что-то про картины из поролона, вскользь. Я расспросила. Оказалось, сын делает забавные картины из поролона. Она прислала фото прелестные картины, полные юмора. В итоге я приехала, наснимала его картины, вышел фоторепортаж что в общине есть такой веселый художник. Мама Фира все-таки пробила публикацию о своем сыне!

Не представляю себе чтобы моя мама звонила в газеты и предлагала написать статью обо мне. Мы, русские, скромны и застенчивы. Помню, и маму, и меня бабушка учила, что надо ждать, пока тебя оценят, похвалят, самому о своих достоинствах говорить ни-ни. И так выучены мы все. А в эмиграции я услышала, что "скромность лучший путь к безвестности".

И да, настырность бесит. Но, "шорт побери", с прискорбием сообщаю, что часто работает.

Я тут вовсе не хочу переформатировать наш великий и обладающий массой достоинств, причем уникальных, русский народ. Я пишу рассказы и славлю наш народ в этих рассказах. Просто я сейчас разбираю вопрос почему евреев называют самыми умными. Чаще всего, конечно, они сами продвигают эту мысль, но и другие, смотрю, её активно поддерживают.

Так вот, евреи умные. И русские умные. Есть глупые евреи, малообразованные, я с такими встречалась, такое чувство, то они и среднюю школу не окончили. Редактор одного эмигрантского журнальчика по ТВ, помню, отчетливо говорил "шо" и "шобы" вместо "чтобы". Но и русских таких немало. Они говорят "евонный" и "евошний". И американцев таких много, "реднеков", и всех прочих. Так что я повторю: евреи не умнее и не глупее других, они просто опытнее. И эмигранты не-евреи, которые долго поживут за границей, приближаются к ним по вот этому "уму".

Я выше упомянула насчет широты еврейских взглядов. Тут скажу однозначно: они настолько широки, что лично мне порой хотелось бы их сузить. Скажем, насчет приятия ЛГБТ (* признана в России экстремистской) и многих других сексуальных новшеств. В Израиле и не только. Наша либеральная общественность, в значительной степени обладающая паспортами Израиля или еврейскими корнями, как известно, тоже весьма толерантна... Но есть и хорошая сторона широты еврейских взглядов (для них самих). Поездки по миру, проживание в разных странах и даже просто наличие родных за границей делает их менее косными, открытыми к новому ли бизнесу, новым ли веяниям в искусстве. Поэтому они могут опередить и там, и сям. И в итоге выдвинуться вперёд.

Ну вот это короткое эссе на тему еврейского ума и избранности. А так-то, конечно, можно книгу писать. Но не хочется. Как русский человек, я по жизни изучаю всё же больше русский народ (и описываю его в рассказах). И люблю его таким, каков он есть: скромный, привязанный каждым нервным окончанием к родной земле, спасительно-узкий в своих взглядах на порок, не пробивной, не торговый, но щедрый, талантливый и героический.

И для меня самый умный." (Эвелина Азаева)

Тук-тук-тук! Кто в домике живет? Наверное, мышка-норушка, как всегда... Ну там еще зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка... А вас тама, похоже, нет!

Почему? Да потому что на Мейби нужно сначала зарегистрироваться, а потом подать заявку на прописку в ДоМиКе.

Попасть в "15 мин. Славы" ⇩