Действительно, люди, уцелевшие в Катастрофе, являются той движущей силой, которая активно борется за запрещение музыки Вагнера. К слову сказать, концерту в Ришон ле-Ционе предшествовало два судебных заседания по иску, предъявленному несколькими гражданами, а также Израильским объединением переживших Катастрофу и Центром Шимона Визенталя руководству симфонического оркестра. Оба иска - в тель-авивском окружном суде и Верховном суде в Иерусалиме были отклонены.
Свою позицию по поводу скандального концерта согласились разъяснить Эхуд Гросс, генеральный директор оркестра Ришон ле-Циона, и д-р Эфраим Зурофф, директор иерусалимского отделения Центра Шимона Визенталя.
- Вагнер не был единственным антисемитом в мире искусства, - говорит Эхуд Гросс. - Перечислю только некоторых из его "единомышленников": Шопен, Бетховен, Лист, Рахманинов, Вольтер и многие другие. Всем этим людям принадлежат яркие высказывания, не оставляющие сомнения в их антисемитских воззрениях. Уильям Шекспир написал вполне антисемитскую комедию "Венецианский купец". Тем не менее, никто не протестует против исполнения сочинений этих великих деятелей культуры.
- Да, действительно, Вагнер был далеко не единственным антисемитом от искусства, - говорит Эфраим Зурофф. - Но в отличие от других он был антисемитом активным. Вагнер призывал к истреблению евреев - в устной форме и в своих статьях. Его влияние на Гитлера было очень велико, известны высказывания фюрера о том, что он считал Вагнера своим духовным учителем.
- Вагнер умер за пятьдесят лет до прихода нацистов к власти, и, понятное дело, никак не мог с ними сотрудничать, - продолжает Гросс. - Его статьи и музыкальные произведения были горячо любимы фашистами, но он тоже не избежал их гнева. Третий рейх запретил к постановке тетралогию "Кольцо Нибелунга", когда Гитлер понял, что в ней Вагнер призывал к всеобщей любви, к отказу от насилия и тоталитарного режима, то есть к вещам, прямо противоположным идеологии нацизма. Вагнер был духовным учителем Гитлера, но он также был музыкальным учителем многих замечательных композиторов - Малера, Шенберга, Брукнера, высоко ценивших его творчество.
Яаков Мишори, артист Израильского филармонического оркестра и ведущий музыкальной программы на "Галей ЦАХАЛ", говорит, что в последних операх Вагнера - "Закат богов" и "Парсифаль" - и в музыке, и в сюжете ясно выражены изменения, произошедшие в мировоззрении композитора. А радио Би-Би-Си в свое время даже использовало запрет на исполнение "Кольца Нибелунга" в антифашистских целях: начиная с середины войны все трансляции Би-Би-Си на немецком языке начинались с музыкальной заставки, в которой звучал фрагмент из "Заката богов". Мишори считает, что это была своего рода психологическая атака на немцев. А внучка Вагнера - Фридлинд, с которой Яаков встречался в Лондоне, утверждает, что Гитлер мог запретить исполнение произведения ее деда еще и потому, что он сомневался в арийском происхождении композитора (Ницше считал, что отчим Вагнера, который, возможно, являлся его отцом, был евреем).
У Эфраима Зуроффа тоже есть опыт общения с наследниками Вагнера. Правнук композитора, Готфрид Вагнер, музыковед, живущий сейчас в Италии, в разговоре с Эфраимом умолял его сделать все возможное, чтобы музыка Вагнера не звучала в Израиле.
- Почему?
- Потому что Рихард Вагнер был ярчайшим антисемитом. Готфрид Вагнер отказался от работы на Байрейтском фестивале - том самом, на котором исполняется музыка его великого родственника, по причине своего несогласия с его антисемитскими взглядами. Надо помнить, что за нами следит весь мир. Если мы позволяем себе исполнять музыку композитора, столь люто нас ненавидевшего, мы тем самым подаем пример всему остальному человечеству.
- Но ведь у нас демократическое общество, и тот, кто не хочет слушать музыку Вагнера, может просто не приходить на концерты.
- Музыку Вагнера могут слушать все, кто хочет. Мы ведь не боремся за то, чтобы диски с записями его опер изымались из музыкальных магазинов. Мы лишь против того, чтобы израильский оркестр, получающий субсидии из государственных или муниципальных фондов, исполнял музыку композитора, являющегося символом антисемитизма. У нас в стране - свобода слова, но ведь до определенных границ! Никто не станет оправдывать человека, кричавшего в театре: "Пожар! Пожар!" и устроившего панику, хотя никакого пожара и в помине не было. Исполнение Вагнера ранит людей, переживших Катастрофу, и оскорбляет их чувства и память.
- После Катастрофы прошло много лет и вместе с временем сгладились символы, характеризующие эпоху Гитлера, - считает Эхуд Гросс. - Автомобиль "Фольксваген" - плод фантазии фюрера, лично начертившего схему будущего "жучка", - стал одним из самых популярных в Израиле. Немецкая продукция закупается и продается в нашей стране - в частности, аппараты для приготовления кофе фирмы "Круп", которая в свое время производила газовые камеры. Президент Германии выступает с трибуны кнессета на немецком языке - самом главном символе режима нацистов.
- Мы ведь не против немцев, - говорит Эфраим Зурофф. - Раскаявшиеся немцы перестали быть нашими врагами, поэтому мы ничего не имеем против немецкого языка, звучащего с трибуны кнессета, - на нем произносит речь человек, убежденный в том, что на нем и на его народе лежит ответственность за Катастрофу. А что касается немецких товаров, то здесь каждый решает сам. Ведь есть люди, которые не покупают продукцию, выпущенную в Германии.
По словам Эхуда Гросса, в аргументации "анти-вагнеристов" есть один большой изъян. "Известно, что нацисты считали евреев недостойными слушать и исполнять произведения Вагнера, и поэтому его музыка никогда НЕ ИГРАЛАСЬ в лагерях смерти. Там звучали вальсы Иоганна Штрауса, "Маленькая ночная серенада" Моцарта. А любимым произведением фюрера был финал Девятой симфонии Бетховена - знаменитая "Ода к радости". Есть люди, пережившие Катастрофу, которые считают, что исполнением вагнеровских произведений евреи дают пощечину нацизму", - говорит Гросс.
Эфраим Зурофф также подтверждает тот факт, что музыка Вагнера не звучала в лагерях смерти.
- Дело не в этом, а, повторяю, в активной антисемитской позиции Вагнера, которая в числе прочих факторов убедила Гитлера в необходимости окончательного решения еврейского вопроса, - полагает он. - Все доводы руководителя оркестра Ришон ле-Циона работают на рекламу. Кто знал об этом оркестре раньше? Только музыканты, в нем играющие, да члены их семей. А теперь о нем говорят абсолютно все!
- О том, что исполнение Вагнера не было рекламным трюком, говорит тот факт, что мы даже не опубликовали объявление о концерте в газетах, - утверждает Гросс. - Мы не хотели бури. Скандал раздули те, кто подал на нас в суд. Мы понимаем чувства протестующих, но и они должны понять, что в исполнении музыки Вагнера в Израиле есть историческая необходимость. Если мы хотим вырастить поколение, которое будет знать историю, мы должны дать людям возможность выбора. Ведь общепризнанно, что музыка Вагнера является одной из вершин мировой культуры.
Кроме того, в рядах тех, кто уцелел в Катастрофе, нет единства. Напомню, что дирижировал концертом маэстро Менди Родан - человек, который сам пережил Катастрофу и потерял в ней большинство своих родных. В зале присутствовал профессор-историк Ицхак Пери, тоже не понаслышке знающий об ужасах нацизма и, тем не менее, выступающий за исполнение Вагнера. Был там и музыкант оркестра из Освенцима Жак Стронзе. Мы подошли к организации этого исторического концерта с максимальным тактом. Во-первых, в пасторальной "Зигфрид-идиллии", написанной по случаю рождения сына Вагнера, нет и намека на националистический дух, присутствующий в некоторых его операх. Во-вторых, "Идиллия" прозвучала в новом камерном цикле концертов, программа которого была объявлена семь месяцев назад. Наконец, мы предложили всем, кто не хочет слушать музыку Вагнера, выйти из зала. И тот, кто не хотел, - вышел.