очередную Валеркину брехню...
Миф о том, что "разведка вовремя доложила".
Одним из самых устойчивых и опасных мифов, который был создан ещё при Хрущёве, а в годы РФ ещё более усилен, является легенда о том, что разведка не раз докладывала о дате начала войны, но "тупой", или в другой версии "враг народа", Сталин отмахнулся от этих сообщений, веря больше "другу" Гитлеру.
Почему этот миф опасен? Он создаёт мнение, что если бы армию привели в полную боевую готовность, то удалось бы избежать ситуации, когда вермахт дошёл до Ленинграда, Москвы, Сталинграда, мол, удалось бы остановить врага на границе.
К тому же не учитывает геополитических реалий того времени СССР могли обвинить в вооруженной провокации, как в 1914 году, когда Российская империя начала мобилизацию и её обвинили в "развязывании войны", Берлин получил повод начать войну. Была вероятность того, что пришлось бы забыть о создании "Антигитлеровской коалиции".
Сообщения разведки-то были, но есть очень большое "Но" - весной 1941 года разведка наркоматов госбезопасности и обороны буквально засыпала Кремль докладами об "окончательной и твердо установленной" дате начала вторжений войск Рейха.
Таких дат было сообщено по меньшей мере 5-6. Были сообщены апрельские, майские, июньские даты о вторжении вермахта и начале войны, но все они оказались дезинформацией.
Так, вопреки мифам про Войну, никто и никогда не сообщал дату 22 июня. Про час и день вторжения войска Рейха должны были узнать только за три дня до войны, поэтому директива, говорившая о дате вторжения в СССР, пришла в войска только 19 июня 1941 года. Естественно, ни один разведчик сообщить об этом не успел.
Та же знаменитая "телеграмма" Р. Зорге о том, что "нападение ожидается рано утром 22 июня по широкому фронту", - фальшивка. Её текст резко отличается от реальных подобных шифрограмм; кроме того, ни один ответственный руководитель государства не станет предпринимать какие-либо серьёзные действия на основе таких сообщений, даже если оно приходит от надежного информатора. Как уже говорилось, подобные сообщения Москва получала регулярно.
Уже в наши годы, 16 июня 2001 года, орган Министерства обороны РФ "Красная звезда" опубликовала материалы круглого стола, посвященного 60-летию начала Великой Отечественной войны, где были признания полковника СВР Карпова: "К сожалению, это фальшивка, появившаяся в хрущевские времена. Такие "дурочки" запускаются просто...". То есть ложь о том, что советская разведка всё знала и сообщала день и час начала вторжения, был запущен Н. Хрущёвым, когда тот "развенчивал" культ личности.
Только после получения вермахтом директивы от 19 июня границу стали пересекать различные "перебежчики" и сигналы через пограничную службу пошли в Москву.
Ошиблась разведка и в численности группировки войск вермахта, якобы досконально вскрытой советскими разведчиками. Общая численность вооруженных сил Рейха советской разведкой определялась в 320 дивизий, в реальности на тот период у вермахта было 214 дивизий.
Считалось, что силы Рейха разделены поровну на западном и восточном стратегических направлениях: по 130 дивизий, плюс 60 в резерве, остальные на других направлениях. То есть не было ясности, куда Берлин направит свой удар логично было предположить, что против Англии.
Совсем бы другая картина сложилась, если бы разведка сообщила, что из 214 дивизий Рейха 148 сосредоточены на Востоке.
Советская разведка не смогла отследить и процесс наращивания мощи вермахта на востоке. По данным разведки СССР, группировка вермахта на востоке с февраля по май 1941 года возросла с 80 до 130 дивизий, наращивание сил значительное, но при этом считали, что против Англии группировка вермахта удвоилась. Какие из этого можно было сделать выводы? Можно было предположить, что Берлин готовится к операции против Англии, что он уже давно планировал сделать и активно распространял об этом дезинформацию. А на востоке усилили группировку для более надёжного прикрытия "тыла".
Не войну же на два фронта планировал Гитлер? Это же однозначное самоубийство Германии. И совсем другая картина бы сложилась, если бы в Кремле знали, что в феврале из всех 214 германских дивизий на востоке были только 23, а к июню 1941 года стало уже 148.
Правда, не надо создавать и другой миф, что во всём виновата разведка, она работала, собирала сведения. Но надо учитывать тот факт, что она ещё была молодая, по сравнению с западными спецслужбами, опыта не хватало.
(с)