Lо,
"если взрослого человека,
практически любого, поставить в ситуацию, когда ему диктуют правила, а он не может их изменить, или предложить другие, получается... какбэ тюрьма." -
ошибочка в выводах. Человек не может изменить закон, но он не обязательно в тюрьме.
Ребёнок всегда может делать по-своему, опираясь при этом на нравственность и знания. Но при отсутствии опыта (полного цикла выполнения полной функции управления - понятие доступно в Интернете) он может наделать ошибки. И ребёнок делает ошибки, ищет варианты. Не всегда ребёнок имеет возможность проработать и реализовать все варианты (нет ресурсов - того же времени; или пошла дезориентация и срыв управления) - тогда он может обратиться к родителям. И здесь родители должны уметь поддержать ребёнка по полной функции управления, опираясь на свои ресурсы - чтобы восстановить управление ребёнка.
Что касается взрослых, то им тоже приходится читать закон, изучать его трактовку и правоприменительную практику. Те, кто этого не делает, время от времени нарываются на неприятности и создают неприятности другим. Поэтому, и в связи с нравственностью, суды перегружены.
"взрослый человек может сменить "правила" для себя, выбрать другую работу, другую семью, другую страну...
дите само по себе не может ничего." -
это не смена правил. Республика везде одинакова: стратификация общества, "элиты" и толпа, безграмотность, бедность... У взрослого больше ресурсов для реструктурирования, а не для смены правил.
Чтобы правильно реструктурировать мир вопреки ограничениям юриспруденции, нужны так называемые герметичные знания: человек должен быть концептуально властным. Суд может судить только по праву, которое задекларировано. Например, право собственности прописано в законе, а право на сдачу жилья в наём в законе не прописано. Если совладелец ведёт себя так, что сдать недвижимость в наём невозможно, то суд рассматривает только вопрос права собственности: выделение долей или ликвидацию хозяйства путём продажи (аукциона). Потому все и равны перед законом, что юриспруденция плевала на герметичные знания: человек вынужден реализовывать такие прописанные в законе права, и реализовывать их таким образом, чтобы приблизиться к реализации своей концепции мировоззрения - именно так, как человек заинтересован, опираясь на герметичные знания.
Ребёнок может очень много, и важно правильно его направить, чтобы не было упущено время (окно возможностей).
Чем раньше ребёнок это поймёт, тем лучше для всех. Это системные знания воина, а не сопли лузеров. И если ваш ребёнок успешен только потому, что вы создали для него оазис, и за ним пока ещё не пришли, то может случиться, что за ним придут, и тогда результат будет зависеть от наличия у человека герметичных знаний.
Мне совладелец сказал прямым текстом, что он хочет получать от жизни удовольствие. Разве для удовольствия (!) он разорил хозяйство семьи? Он кичился тем, что меломан и слушает самую лучшую музыку; а сейчас живёт как бомж. Откуда взялось понятие "богемы" или "либерала"? Именно это должны знать дети: как не просто наблюдать закат, но и сохранить при этом жизнь. Чтобы тот же театр стоял, а не был сожжён в провокации или беспорядках.