Уговаривать кого-то мыслить нестандартно бессмысленно, как заставлять взлететь пингвина. Но так же не имеет смысла ожидать другого результата от повторяющихся действий. Если вы устали наступать на грабли, попробуйте взглянуть на вещи под другим углом.
Думать, как все, или думать иначе?
Думать, как все, или думать иначе?
Вся наша жизнь - это сплошной выбор. Мы выбираем, встать на рассвете или поспать подольше, выпить чай или кофе, прогуляться пешком или поехать автобусом, купить или не купить, учиться или жениться...
Простой выбор мы делаем, не напрягаясь. Над сложным мучаемся, порой призывая на помощь друзей. От выбора, сделанного нами, зависит наша судьба. Как в сказке: направо пойдешь - ?.. Налево пойдешь - ?.. Прямо пойдешь - костей не соберешь.
Опасаясь совершить ошибку, человек, перед которым стоит выбор, обычно следует за большинством. Ведь существует мнение, что большинство не ошибается. Однако немецкий философ Гегель говорил: "Когда все думают одинаково, значит особенно никто не думает".
Думать, как все, - это значит мыслить стандартно, в соответствии со стереотипами. Пример стереотипного мышления: нужно непременно получить высшее образование, потому что люди без диплома - лузеры. Или: если девушка красивая, значит она тупая. Или: успешный человек обязательно должен иметь машину престижной марки.
Сами ли мы так думаем или так положено думать? Большинство людей старается не отставать от других, а при несоответствии стереотипам их самооценка снижается. Стереотипы загоняют людей в рамки, ограничивают их возможность думать, анализировать и делать выводы самостоятельно.
Людям проще мыслить стереотипами, образно говоря, ехать по накатанным рельсам - это и будет стандартное мышление. Нестандартное же мышление можно сравнить со стрелкой, переводящей состав на другой путь.
В наших учебных заведениях дают знания, но не учат мыслить, ведь людьми, которые мыслят стандартно - как все, легче управлять. (Кстати, большинство из отвечающих на просьбу назвать русского поэта, домашнюю птицу, плод и часть лица, называют Пушкина, курицу, яблоко и нос. Их ответы не отличаются оригинальностью. Многие ли смогут ответить на вопрос: что первично - семя иди дерево? Конечно же, семя, скажет большинство. Но откуда же возьмется семя, если не будет дерева?) (С)
Знания можно назвать сырьем для принятия решений, но без неумения мыслить нестандартно от них будет мало пользы. Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери сказал, что "для того чтобы четко видеть, иногда достаточно посмотреть с другой точки зрения". Думать иначе, чем все, - значить мыслить нестандартно, самому быть хозяином свой судьбы.
Зачем мыслить нестандартно
Почему одним удается "поймать Жар-птицу", раскрыть свой потенциал, стать успешными и счастливыми, а о других говорят, что они "ни богу свечка, ни черту кочерга", а сами они ноют об упущенных возможностях и "судьбе-злодейке"? Разница в судьбах первых и вторых - в способности или неспособности выходить за рамки стандартного мышления.
Человек, мыслящий иначе, чем все, - это творец, искатель, вырвавшийся из плена шаблонов и стереотипов. Смогли бы сделать открытия, реализовать себя, оставить свой след на Земле Никола Тесла, Альберт Эйнштейн, Томас Эдисон, наш выдающийся современник Илон Маск и другие великие люди, если бы они мыслили стандартно? Конечно же, нет. (с)
Серая жизнь, серые мысли и постепенная деградация - вот что такое неспособность мыслить нестандартно. Вред стереотипов в том, что они расслабляют мозг, который уже не хочет ничего делать, а расслабленный мозг - значит деградирующий.
И наоборот, жизненный драйв, радость творчества, ощущение собственной силы и внутренней свободы, гордость за себя, признание и уважение - все это получает человек, вырвавшийся из плена стереотипов.
Люди, мечтающие состояться как личность, должны научиться мыслить нестандартно, перевести стрелки своей жизни на другой путь - подальше от шаблонов, рутины и скуки.
Тем не менее, люди, которые мыслят стереотипами, были, есть и будут. И они даже могут стать профессионалами в какой-то узкой отрасли. Но, как правило, жизнь им видится в мрачном свете, и они не любят ни себя, ни людей. Они идут по узкому коридору жизни, не представляя, что за его стенами бурлит яркая интересная жизнь. (с)
Насколько мы готовы мыслить нестандартно, можно проверить с помощью вопросов вроде: "Охотно ли мы выходим из зоны комфорта или предпочитаем этого не делать? Занимаемся нелюбимым делом, но не решаемся сменить работу? Бурчим, как все достало, но ничего не меняем? Как мы воспринимаем новое - сразу отвергаем или сначала обдумываем?".
Люди, мыслящие стереотипами, очень не любят покидать свою зону комфорта. Они будут ныть, что все плохо, но и пальцем не пошевельнут, чтобы выйти из привычного застоя. Всяческие перемены их пугают. Кто-то шутливо от их имени заметил: "Меня звали мечты, приключения, великие дела. Но диван кричал громче всех".
Каждый день мы совершаем одни и те же действия и, как правило, в одной и той же последовательности. Многие вещи мы делаем уже "на автомате", и наш мозг привыкает не думать, расслабляется. Простые способы "включить" его - это:
1. Делать нестандартные вещи
Мы привыкли добираться на работу одной и той же дорогой, знаем все светофоры, кочки и выбоины, едва ли не здороваемся с незнакомыми людьми, которых привыкли встречать каждое утро? Изменим маршрут - это заставит наш мозг пробудиться, взбодриться, включить внимание.
После работы мы спешим домой, но если там нас не ждут срочные дела, попробуем изменить привычному распорядку - пригласим жену или мужа, друга или подругу, не дожидаясь выходных, пройти через парк, заглянуть в кафе. А может, сходим в бассейн или на тренировку, совершим пробежку, если не делали этого раньше.
Ждем отпуска, чтобы отправиться в недалекое путешествие на дачу или же на привычный курорт? Изменим себе и отправимся в незнакомое место, страну, в горы, а не на море. Возьмем отпуск зимой, а не летом, как обычно, и освоим какой-нибудь зимний вид спорта. Попробуем путешествовать автостопом или на велосипедах.
Привыкли к одежде в нейтральных тонах? Купим себе что-то яркое - посмотрим на себя в новом цвете! Избегаем людей и не любим общаться? Заведем новые знакомства. А может, стоит сменить работу? На лучшую, разумеется.
Если какие-то идеи кажутся нам бредовыми, не негодуем, не говорим сразу "нет", а анализируем, есть ли в них рациональное зерно. В любом случае наш мозг должен не дремать, а работать. Как писал поэт Николай Заблоцкий: "Чтоб воду в ступе не толочь, душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь!"; (с)
Все наши действия отработаны до автоматизма: проснулись, умылись, позавтракали, собрались, побежали на работу? В перерыв сидим, уткнувшись в компьютер? После работы - домой? Один день похож на другой? Только был понедельник - и вот уже пятница, а там выходные. В выходные - уборка, прогулка. И опять все сначала: понедельник - пятница, выходные. За продуктами ходим в один и тот же магазин, общаемся с одними и теми же людьми, ходим в одно и то же кафе по одним и тем же дням.
Значит, выбиваемся из привычного ритма и нагружаем мозг новыми задачами. Конечно же, на работу в выходной не пойдешь, и в понедельник его себе не устроишь. Но попробуем иногда пересесть с машины на общественный транспорт, не полениться пройти несколько остановок пешком, начать делать уборку не в привычном порядке и не в выходные, а понемногу в течение всей недели.
Покупка продуктов в разных магазинах, походы в незнакомые кафешки, Дегустация незнакомых блюд, смена рациона и нарушение привычного порядка действий - все это заставляет мозг "не спать";
3. Нагрузить работой правое полушарие мозга, отвечающее за талант, креативность и нестандартное мышление
Существует мнение, что среди левшей больше людей, мыслящих нестандартно, а все потому, что у них больше развита правая половина мозга. Поэтому привлекаем к работе и левую, нерабочую, руку, устраиваем для нее тренировки в письме и рисовании.
Совершенствуют нестандартное мышление и танцы: они развивают координацию, моторику, умение различать музыкальный ритм и следовать ему. Учимся видеть необычное в обычном: представляем, что нам напоминает облако, узор из листьев.
Тем, кто всерьез хочет заняться развитием правого полушария, можно порекомендовать книгу, написанную психоаналитиком Мэрили Зденек "Развитие правого полушария". Автор предлагает 67 упражнений, которые нужно проделать в течение недели, и интервью с известными людьми, рассказывающими, как они развивают нестандартное творческое мышление; (с)
10 увлекательных задач для развития нестандартного мышления
В отеле 7 этажей. На первом этаже разместились восемь человек, на каждом последующем - на 2 больше, чем на предыдущем. На каком этаже отеля лифт вызывают чаще всего?
Вам дали это, оно и сейчас принадлежит вам. Вы его никогда никому не передавали, однако им пользуются все ваши знакомые. Что это?
Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода?
На край стола поставили жестяную банку, плотно закрытую крышкой, так, что 23 банки свисало со стола. Через некоторое время банка упала. Что было в банке?
На столе лежат линейка, карандаш, циркуль и резинка. На листе бумаги нужно начертить окружность. С чего начать?
Один поезд едет из Москвы в С.-Петербург с опозданием 10 минут, а другой - из С.-Петербурга в Москву с опозданием 20 минут. Какой из этих поездов будет ближе к Москве, когда они встретятся?
Из гнезда вылетели три ласточки. Какова вероятность того, что через 15 секунд они будут находиться в одной плоскости?
На столе лежат две монеты, в сумме они дают 3 рубля. Одна из них - не 1 рубль. Какие это монеты?
С какой скоростью должна бежать собака, чтобы не слышать звона сковородки, привязанной к ее хвосту?
Один оборот вокруг Земли спутник делает за 1 ч 40 минут, а другой - за 100 минут. Как это может быть?
"Уговаривать кого-то мыслить нестандартно бессмысленно, как заставлять взлететь пингвина." -
зачем мыслить нестандартно? Что такое стандартное мышление? Вопрос другой: владеете ли вы методологией?
Если не владеете методологией, то вы обречены на жизнь в информационной матрице, разработанной для вас другими - "думать, как все". Методология - системное понятие.
"Простой выбор мы делаем, не напрягаясь. Над сложным мучаемся, порой призывая на помощь друзей." -
не бывает простых и сложных выборов. Бывают вопросы по уровню понимания и не по уровню.
Надо не ломать стереотипы, а разбираться в системе. А то сломаешь стереотип, порушишь всю систему, а другой системы для себя не создашь - так и сдохнешь.
"Почему одним удается "поймать Жар-птицу", раскрыть свой потенциал, стать успешными и счастливыми, а о других говорят, что они "ни богу свечка, ни черту кочерга", а сами они ноют об упущенных возможностях и "судьбе-злодейке"? Разница в судьбах первых и вторых - в способности или неспособности выходить за рамки стандартного мышления."И про драйв в жизни и с Экзюпери. А вот задачки - старые и из детских школьных олимпиад.
Кстати она на стандартное мышление ( как впрочем и задачки приведённые выше )
Но посмотрим.
Почему в Швейцарии парикмахер- итальянец предпочитает постричь двух французов, чем одного немца?
Просто у тетя органическое неприятие ко всяким задачкам.
Вот смотри. Ты бежишь от подъезда. Твой пёс бегает " туда - сюда " по двору. Он побежал от дерева к тебе. И лижет тебе руку. То есть вы встретились. На каком расстоянии вы оба от подъезда?
Просто представь картинку. Ты с псом и подъезд. Так же и с поездами. ( у тебя просто " страх" перед математикой и физикой.) остальные объяснять не буду или позже. Я ответы все на них ещё со школы знаю. а кому- то может интересно будет " голову поломать".
вот в корне несогласна я...
Это от личности педагога зависит... Лично я начинаю с того, что ломаю предметное их восприятие на абстрактное... и наче не будет толку... В аудитории прямо слышно как скрипит их правое полушарие.. перестраивая курс..
все люди могут стать физиками --- только надо приложить усилия.. Конечно -перельмана мы вряд ли получим -но полушарие для работы точно расшевелим.. Иначе--зачем учиться--если не будет результата.
это полная ерунда. Мозг человека растёт и развивается всю жизнь. Его можно сравнить с таким сложным замкнутым кустом, визуально различаемым на две сильно запутанные ветвями части.
Как можно изменить структуру куста? Если только выпилить что-то.
Если например маленькому ребёнку удалить одно из полушарий, то он вырастет нормальным человеком, а если это проделать со взрослым человеком, то у этого человека будут очень серьёзные проблемы, в зависимости от того какое полушарие ему удалили.
я обучение начинаю с курса композиции -где пошагово через голову и руки они делают то что никогда не делали... Потом сами поражаются на просмотре--неужели это они сами все придумали и сделали.