Никак мы до сих пор не можем отойти от темы антироссийских санкций, но одно тянет за собой другое. Первое, с чем столкнулась российская экономика после воссоединения Крыма с Россией и первой "волной" санкций: ослабление курса рубля и снижение котировок акций российских компаний. Глупо было бы предполагать, что Москва не предвидела эти события и не была уверена, что экономика справится.
Мультипликативный эффект от снижения рубля (акции торгуются за рубли, а значит в долларовом выражении акции отечественных компаний просели еще больше) привел к появлению недорогих акций на рынке. Но теперь этой ситуацией воспользовались не отдельные личности, вроде Березовских и Ходорковских, а само государство. Россия выкупила на рынке огромное количество акций так называемых "голубых фишек" и многих стратегических предприятий.
Это и можно назвать "мягкой национализацией", а все последующие санкционные пакеты против России позволяли государству только наращивать объемы такой национализации. К 2018 году объем доли государства в экономике стал просто "нескромным": 70%. ФАС на этом фоне незамедлительно забил тревогу, считая, что Россия может снова погрузиться в эпоху "застоя", так как само государство уже является основным "тормозом" конкуренции.
Количество государственных и муниципальных унитарных компаний за это время выросло втрое, уже само государство и подконтрольные ей компании производят 70% ВВП. Госкомпании местного уровня также никак не способствуют здоровой конкуренции в регионах, подчеркивают в ФАС.
В августе вновь были анонсированы американские санкции против России, снова начались "брожения" на рынке, а самые нетерпеливые игроки вновь стали распродавать российские активы по заниженным ценам. При этом, Центробанк только что сам распродал имеющиеся у него уже американские активы и получил неплохую валютную прибыль.
Россия продолжит "тихую" национализацию экономики
Нюанс же заключается в предложении помощника президента Андрея Белоусова в идее изъять у 14 крупнейших российских предприятий металлургического и химического сектора сверхприбыли (дополнительных доходов) по примеру, как это сейчас происходит с предприятиями нефтегазового сектора. Президент России с этим предложением согласился.
И тут же лоббисты всех мастей начали паниковать и давить везде, где только можно. Так, глава Российского союза промышленников и предпринимателей Шохин заявил, что подобная "экспроприация" снизит капитализацию российского фондового рынка сразу на 3 трлн. рублей.
Странно звучит, что акции российских стратегических компаний, таких как "АЛРОСА", "Норникель", "Северсталь" или "СибУР" и других, потеряют сразу 3 триллиона. В это могут поверить только те, кто реально далек от экономики, а выполняет только лоббистский "заказ" заинтересованных кругов.
Как бы там ни было, государство и дальше будет продолжать подобную "тихую" национализацию, но делает оно это не для тотального контроля, а с целью недопущения существенного проседания фондового рынка. После всех санкционных "плясок" (когда-то же санкции будут сняты), государство спокойно избавится от всех сегодняшних активов по заманчивой для рынка цене.